Отчет о 3-м собрании Государственной Думы Томской областиОтчет о 3-м собрании Государственной Думы Томской области 24 января 2002 года состоялось третье собрание Думы. В повестку собрания было включено рассмотрение 29 вопросов. Во вступительной речи председатель Думы Мальцев Б.А. охарактеризовал текущую социально-экономическую и политическую ситуацию в России и в области, обозначил задачи, которые предстоит решать, в связи с этим, депутатскому корпусу третьего созыва. С ежегодным посланием перед депутатами выступил Губернатор Томской области Кресс В.М. На собрании продолжалось решение организационных вопросов, связанных с формированием составов комитетов Думы. Депутаты распределились следующим образом: Составы комитетов БЮДЖЕТНО – ФИНАНСОВЫЙ КОМИТЕТ 1. Председатель комитета ПОНОМАРЕНКО В.Л. 2. АКАТАЕВ Ч.М. 3. ВЯТКИН Н.А. 4. ГРОМОВ О.В. 5. ГУБКИН А.А. 6. ДУРНЕВ В.Н. 7. КАДЕСНИКОВ А.П. 8. КЛЯЙН И.Г. 9. КОРОТКЕВИЧ В.М. 10. ПОПОВ В.Ф. 11. РУБЦОВ Е.Л. 12. СЕРГЕЕНКО Г.Н. 13. СЕРЕДА Н.И. КОМИТЕТ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ 1. Председатель комитета КУПРИЯНЕЦ А.Б. 2. АМИНОВ Р.И. 3. ГАЛЬВАС Ю.О. 4. ЕМЕЛЬЯНОВ А.М. 5. ЖВАЧКИН С.А. 6. ЗВОНАРЕВ С.В. 7. КАПЛУНОВ А.Н. 8. КНОЛЬ В.А. 9. ЛАРИН В.К. 10. ПРИСТАВКА М.Ф. 11. СОРОГИН В.Я. 12. ФРЕНОВСКИЙ А.Н. 13. ШИМКЕВИЧ С.В. ПРАВОВОЙ КОМИТЕТ 1. Председатель комитета ШАМИН Г.А. 2. ДИДЕНКО Н.В. 3. ДОЛГИХ В.Г. 4. ЕКИМОВ В.С. 5. КРАВЧЕНКО С.А. 6. МАШУКОВ В.П. 7. СОРОКИН В.А. КОМИТЕТ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ 1. Председатель комитета ШУТЕЕВ О.М. 2. ЖЕРЛОВ Г.К. 3. НОВИЦКИЙ В.В. 4. РЕЗНИКОВ В.Т. 5. РОЖКОВ А.М. 6. ТРОШИН А.В. 7. ЦЕЛИЩЕВ Ю.А. 8. ЧУБИК П.С. На собрании был рассмотрен и в первом чтении принят проект закона «О нормативных правовых актах Томкой области», внесенный правовым комитетом. Законопроект определяет виды, структуру и содержание нормативных правовых актов Томской области, порядок проведения их экспертизы, устанавливает процедуру подготовки, рассмотрения, принятия, подписания и вступления в силу законов, порядок их официального опубликования, действия, толкования и прекращения действия. Законопроект не только упорядочивает сложный процесс нормотворчества, но и призван, в первую очередь, способствовать повышению эффективности и качества деятельности органов государственной власти области по правовому регулированию новых общественных отношений. В законопроекте заслуживает особого внимания специальная глава о прогнозировании нормотворческой деятельности. Наряду с перспективным планированием законопроектных работ положения этой главы предусматривают выявление текущих, первоочередных, наиболее актуальных проблем, требующих своего правового решения. Это имеет важное значение, поскольку приоритетность нормотворческой деятельности в нынешнее время во многом характеризуется динамичностью возникающих социальных, экономических и политических процессов, происходящих в стране и в области, при этом зачастую приобретающих острый кризисный характер. Пакет важнейших законопроектов внес бюджетно-финансовый комитет. Правовое регулирование деятельности подавляющего большинства предпринимателей обеспечивается базовым законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Щадящий налоговый режим, установленный этим законом, создает реальные предпосылки для легальной экономической деятельности предпринимателей, увеличения налоговых доходов в бюджеты области и муниципальных образований. Практическая реализация этого закона подтвердила правильность выбранного курса, важность роли и места малого предпринимательства в развитии экономики области, в решении острых социальных проблем. Продолжается совершенствование этого закона. На собрании были приняты изменения и дополнения к нему. Введены понижающие коэффициенты для магазинов, торгующих мебелью, семенами сельхозкультур, автозапчастями. Для аптек, которые занимаются реализацией лекарственных средств по индивидуальным рецептам врачей, определен принцип исчисления единого налога в зависимости от торгового места. Острая дискуссия возникла при обсуждении предложения о выведении из под налогообложения административно-бытовых и технических помещений, которое внесла рабочая группа депутатов. Администрация области внесла предложение вывести из под налога только 10% этих площадей. В ходе голосования прошло предложение администрации. Установлено также распределение налога между уровнями бюджетов в размере: Федеральный бюджет –30% Областной бюджет – 35% Местные бюджеты – 35% В проекте закона учтены изменения федерального закона, установившего снижение ставки единого налога с 20% до 15% и обязанность уплаты предпринимателями единого социального налога. В то же время депутаты приняли обращение Государственной Думы Томской области к Президенту Российской Федерации, Правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации, в котором изложены основания и просьба о приостановлении действия Федерального Закона №198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Это связано с тем, что снижение ставки единого налога на вмененный доход с 20% до 15% не компенсирует введение единого социального налога в размере 22,8 % от дохода предпринимателя. Фактически в этом случае налогообложение возрастет почти в 2 раза. Возникают вполне реальные опасения, что это спровоцирует плательщиков единого налога на сокрытие истинных размеров своего дохода с целью ухода от налогообложения. Депутаты приняли в первом чтении три законопроекта о целевых бюджетных фондах: продовольственном, развития и поддержки малого предпринимательства, государственной поддержки личных хозяйств Томской области. Проектами этих законов установлены источники формирования средств фондов, порядок предоставления и основные направления их расходования, организация контроля и ответственность за нецелевое использование, несвоевременный возврат средств Фондов. Внесены изменения и дополнения в Закон Томской области «Об областном бюджете на 2002 год». Они обусловлены принятием федерального законодательства и направлены на изменение нормативов зачисления в бюджеты разных уровней земельного налога, арендной платы за землю, единого налога на вмененный доход для предпринимателей. Норматив отчисления единого налога на вмененный доход в бюджет субъекта РФ увеличивается с 50% до 70% по юридическим лицам, с 75% до 100% по предпринимателям. Нормативы зачисления земельного налога и арендной платы на землю в федеральный бюджет снизились с 30% до 15%, в областной бюджет они возросли с 20% до 35%. В местные бюджеты будет поступать как и прежде 50% этих налоговых сборов. Депутаты одобрили представленную Администрацией области Концепцию развития нефтяной и газовой промышленности Томской области на 2001-2005 гг. и период до 2030 года. Принятие соответствующей Программы рассматривается как задача первостепенной важности. Нефтегазовый комплекс не только обеспечивает экономику области важнейшими энергетическими ресурсами, но и является главным источником налоговых доходов областного бюджета. Эта программа, как подчеркивается в пояснительной записке, высокоэффективный коммерческий проект. Для его реализации потребуется 12 млр. долларов США в ценах 2000 года. Чистая прибыль после компенсации всех издержек, уплаты налогов и платежей составит более 23,5 млр.долларов. В бюджеты разных уровней поступит более 38 млр.долларов. Практическая реализация Программы потребует постоянного внимания и большой организаторской работы по привлечению инвестиций из федерального бюджета, других источников. Примечательно, что депутаты Государственной Думы Томской области третьего созыва начинают свою законотворческую деятельность с рассмотрения законопроектов, имеющих важное социальное значение. В первом чтении был принят законопроект «О лекарственном обеспечении населения Томской области». В ранее принятый закон внесены существенные изменения и дополнения. Это вызвано изменением организационной структуры Департамента здравоохранения Администрации области и жизненной необходимостью. В проекте закона отражены основные задачи и функции субъектов обращения лекарств, детализирована деятельность оптовых и розничных торговых предприятий, внесены новые понятия, относящиеся к фармацевтической сфере. В проект закона включены положения, устанавливающие полномочия Государственной Думы и Администрации Томской области, органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением и исполнением законодательства о лекарственном обеспечении граждан, за качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных средств, за фармацевтической деятельностью. Предусмотрено, что финансирование расходов по лекарственному обеспечению граждан, имеющих право на бесплатное и льготное получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, будет осуществляться через социальный заказ за счет средств федерального и областного бюджетов, а также средств местных бюджетов. При этом средства для финансирования льготного лекарственного обеспечения могут предусматриваться отдельной строкой в бюджетах разных уровней. Трудно переоценить важность принятия в первом чтении законопроекта «Об утверждении областной целевой Программы «Клещевой энцефалит и болезнь Лайма на 2002 год». В настоящее время Томская область является самым большим в России очагом клещевого энцефалита и болезни Лайма. В среднем ежегодно подвергается нападению клещей до 3% населения. Уровень заболеваемости клещевым энцефалитом более чем в 10 раз превышает средний показатель по стране и в 20 раз по территории Сибири и Дальнего Востока. Лечение одного больного клещевым энцефалитом и болезнью Лайма обходится бюджету и населению от 5 до 18 тыс.рублей. Программа предусматривает достижение высокого уровня охвата прививками против клещевого энцефалита населения области, наиболее полное и своевременное проведение экстренных профилактических мероприятий, своевременное проведение антибиотикопрофилактики болезни Лайма, профилактики осложнений. В текущем году необходимо приобрести 23 000 дозы иммуноглобулина на сумму 2 110 тыс.рублей для профилактики и 7 000 доз на 700 тыс.рублей – для лечения. Из средств областного бюджета на эти цели выделяется 2 000 тыс.рублей. В первом чтении принят другой не менее важный социально значимый законопроект «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Томской области». Необходимость правового регулирования в этой сфере вызвана прежде всего достаточно сложной санитарно-эпидемиологической обстановкой в нашей области. За последние годы отмечаются высокие показатели социально-зависимых болезней (туберкулез, педикулез, венерические заболевания), растет количество инфекционных и паразитных заболеваний. Остро встает проблема по предупреждению возникновения и распространения бешенства, что связано с возникновением эпизотологической ситуации по бешенству в соседней Новосибирской области. Продолжают оставаться неудовлетворительными факторы санитарного фона среды обитания. Центрами госсанэпиднадзора при проведении экспертизы пищевых продуктов регистрируется значительное количество продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих санитарным требованиям. Имеют место вспышки острых кишечных заболеваний. Проектом закона устанавливаются полномочия Государственной Думы Томской области, Администрации, органов местного самоуправления в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, права и обязанности граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей в этой сфере. Сформулированы основные требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, к продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд граждан, к питьевому водоснабжению и водным объектам, к атмосферному воздуху населенных пунктов, воздуху рабочих зон и мест постоянного и временного пребывания людей, к почвам, к жилым помещениям, производственным и общественным зданиям. Установлен порядок организации санитарной очистки населенных пунктов от твердых бытовых отходов. Изложены требования к профилактическим медицинским осмотрам. В настоящее время количество, качество и доступность информационных ресурсов во многом определяют уровень управляемости территорией, становятся одним из важнейших факторов повышения эффективности решений, принимаемых органами государственной власти области. Поэтому высокий уровень развития информационной инфраструктуры области, полнота, достоверность и доступность информационных ресурсов являются необходимыми условиями объективного анализа и оценки складывающейся обстановки во всех сферах и отраслях жизнедеятельности региона, оказывают существенное влияние на динамику социально-экономического развития области. В этой связи особое значение приобретает принятие в первом чтении законопроекта «Об утверждении областной комплексной целевой программы формирования единого информационного пространства Томской области на 2001-2004 годы». Система программных мероприятий предусматривает создание Томской региональной информационной сети органов территориального управления и организаций бюджетной сферы, устанавливает принципы формирования в области государственных автоматизированных информационных ресурсов и систем. В ходе реализации Программы предполагается разработать ряд законов и Положений. Основными участниками Программы являются органы государственной власти и государственные учреждения Томской области, территориальные федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, телекоммуникационные компании и компании, работающие в области информационных технологий. В целом объем финансирования Программы составляет 53 900 тыс.рублей, при этом 16 400 тыс.рублей предусматривается выделить из областного бюджета, 21 540 тыс.рублей предполагается привлечь, расходы в сумме 15 960 тыс.рублей профинансируют участники Программы. Депутаты приняли законы «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Томской области», «О внесении изменения в ст. 62 Закона Томской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в Томской области», «О внесении изменения в Закон Томской области «О мерах государственной поддержки кредитной кооперации граждан на территории Томской области». Собрание утвердило согласительную комиссию по доработке Законов Томской области «О государственной службе в Томской области», «О муниципальной службе в Томской области». Председателем комиссии утвержден Шамин Г.А. В состав согласительной комиссии вошли депутаты: Емельянов А.М., Кадесников А.П., Рубцов Е.Л., Сорокин В.А., Шутеев О.М.; заместитель руководителя аппарата Думы Мошкина Т.П. Собрание согласилось с протестами прокурора и поручило правовому комитету (Шамину Г.А.) подготовить проекты законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области «О мировых судьях в Томской области» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области «О местном самоуправлении в Томской области». Принято постановление «О регистрации изменений в Устав муниципального образования «Колпашевский район». Собрание дало согласие депутату Долгих В.Г. на осуществление депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе в правовом комитете Думы. Собрание Думы приняло Постановление о внесении в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального Закона «О внесении изменений в статью 120 Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2002 год». Предлагается установить, чтобы денежные средства, полученные от приватизации на аукционах или конкурсах имущества, находящегося в федеральной собственности, распределялись в соответствии со следующими нормативами: - Федеральный бюджет - 89% - Бюджет субъекта РФ, на территории которого находится приватизируемое имущество либо акционерное общество, акции которого продаются - 10% - Российский фонд федерального имущества - 1% В рамках «Часа Губернатора» были рассмотрены два вопроса. Заместитель Губернатора Гончар В.В. проинформировал депутатов об организации междугородних пассажирских перевозок на территории Томской области. Начальник департамента финансов Джаши А.Б. проинформировал о выполнении пункта 2 постановления Государственной Думы Томской области № 973 от 06.09.2001г. к Закону Томской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Томской области «Об областном бюджете на 2001 год», которым был установлен пересчет норматива финансирования бюджетных услуг на одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством). Консультант контрольно-аналитического отдела Ю.В.Иванов |