ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
RU | EN | DE | CN

     Уважаемые депутаты! Уважаемые приглашенные!
     В прошедшем месяце произошло столько трагических событий, сколько может хватить на несколько лет. Главное событие — захват заложников в Москве. Оно потрясло весь мир. Россия страдала и плакала от бессилия у телевизоров. К счастью, у государства хватило мужества и сил защитить своих сограждан. Действия силовых структур, позицию власти оценили и поддержали все ведущие державы мира, общество и, что самое важное, сами заложники, оставшиеся в живых. Мы скорбим и просим прощения у тех, кого не смогли сохранить. Россия еще не отошла от этой трагедии, а господин Масхадов обещает новые — еще более мощные потрясения нашему обществу. Государство должно найти достойные ответы на эти вызовы и обезопасить своих граждан. Безопасность — дороже жилья, зарплаты, других социальных благ. Безопасность — это жизнь. А что делаем мы, депутаты, для безопасности своих избирателей? Сегодня нам предстоит ответить и на этот вопрос.
     Произошла трагедия и томского масштаба: погиб председатель томской городской Думы Олег Николаевич Плетнев. Личность яркая, неординарная, он сделал первые и самые важные шаги в становлении настоящего представительного органа власти в г. Томске. Мы скорбим и приносим искренние, глубокие соболезнования родным и близким, всем томичам по поводу кончины Олега Плетнева. Прошу почтить память погибших заложников в Москве, память нашего коллеги Олега Николаевича Плетнева минутой молчания! Прошу садиться. Спасибо.
     Сегодня мы приступаем к обсуждению самого главного нормативно-правового акта года — Закона «Об областном бюджете на 2003 год». Социально-экономические условия области, в которых мы обсуждаем этот важнейший документ, пожалуй, самые благоприятные за последние девять лет. Экономика области, несмотря на страшные предсказания оппозиции, развивается динамично. Прирост валового регионального продукта за 9 месяцев у нас составил около 8 процентов. (Вы помните, когда в Японии после войны ежегодный рост составлял 5-6 процентов, то это называли мировым экономическим чудом). Темпы роста объемов производства промышленной продукции превысили 18 процентов. На 22 процента выросли объемы работ по договорам строительного подряда, они составили 8,6 миллиарда рублей. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область прочно занимает первую позицию по объему инвестиций на одного жителя.
     2002 год — это год роста доходов населения. Не буду загружать вас цифрами средней зарплаты, среднего дохода. Назову лишь одну: за десять лет — с 1991 по 2001 год — жители Томской области положили в банки один миллиард рублей, за 9 месяцев 2002 года — два миллиарда рублей! Политическая обстановка в области стабильная. Почти никаких забастовок и голодовок в течение года не наблюдалось. Правда, одна серьезная акция 17 октября состоялась, но спровоцирована она была московскими радетелями за счастье народное. Вместо того чтобы решать в Москве проблемы населения Томской области (например, заработанные томичами деньги оставлять в Томске, а не отдавать 63 процента их в Москву; установить государственный протекционизм на территории Сибири: снизить цены на билеты всех видов пассажирского транспорта, снизить железнодорожные тарифы, тарифы на тепло, электроэнергию, воду, освободить сибиряков от подоходного налога, земельную ренту и ренту на извлечение полезных ископаемых оставлять здесь, в Сибири), вместо решения этих и других наших проблем московские руководители профсоюзов, КПРФ и других оппозиционных организаций предложили нашим гражданам погрозить кулаком своим руководителям. И некоторые граждане (господин Поморов, например) с большим удовольствием этим воспользовались. Конечно, томская исполнительная власть не безгрешна. Еще решены не все старые проблемы, а уже появились новые. Наиболее сложная из них — проблема жилищная. Не проблема жилищно-коммунальных предприятий, хотя она существует, а именно проблема жилищная. Десятки тысяч томичей не имеют жилья, сотни тысяч — живут в запущенном, полуаварийном и аварийном жилье. Весь миллион томичей страдает от все возрастающих цен за оплату жилья. И, тем не менее, надо отдать должное администрации области за быстрое создание системы субсидирования оплаты жилья для малообеспеченных семей. Это позволило несколько снизить накал страстей. Но сегодня стоимость коммунальных услуг уже не по карману не только малоимущим, но и среднему классу. Мы в Думе провели заседание Координационного совета руководителей представительных органов власти области по этому вопросу. Депутаты всех уровней не удовлетворены ни темпами, ни мерами, ни идеологией решения этой проблемы в целом. Хотя, как мы называем, «точки роста», первые признаки решения жилищной проблемы уже появились и в Томске, и в Бакчаре, и в Шегарском районе. Наша задача — помочь исполнительной власти, чтобы из этих искорок возгорелось пламя.
     Вместе с тем острота некоторых социальных проблем так и не снижается. Например, пропасть между богатыми и бедными. Не сокращается доля населения, имеющая доходы ниже прожиточного минимума. Почти треть населения продолжает жить в невыносимых нищенских условиях. Программа борьбы с бедностью так и не появилась, а бюджет мы уже делим!
     Наш бюджет во многом зависит от федерального бюджета 2003 года. А он наносит нам удар за ударом. Проект федерального бюджета на 2003 год составлен с учетом изменения налогового законодательства, в результате чего доходная база консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшилась на 100 миллиардов рублей. Томская область теряет при этом 450 миллионов рублей (хотя, согласно ст. 50 Бюджетного кодекса, такие изменения можно вносить только один раз в три года!). Концентрация финансовых средств в Москве продолжается: если еще в 1997 году удельный вес региональных расходов в бюджете страны составлял 57 процентов, то на 2003 год планируется только 41,3 процента (!). Статьей 48 федерального Бюджетного кодекса установлено, что это соотношение должно быть 50/50. В нашей области только семь муниципальных образований из девятнадцати имеют 20 процентов собственных доходов. О каком же соотношении 50/50 можно вести речь в рамках область — муниципальное образование?! Только за три года финансовая помощь местным бюджетам (не путать с помощью сельхозтоваропроизводителям), возросла с 880 миллионов рублей до 2 миллиардов 730 миллионов рублей. Откуда деньжищи? На наш взгляд, это стратегическая ошибка. Увеличивающаяся с каждым годом централизация доходов областного бюджета, низкий уровень собственных доходов местных бюджетов лишают муниципальные органы власти возможности проводить ответственную финансовую и социально-экономическую политику на своих территориях. Если вы обратили внимание, в одном из трех томов Материалов о бюджете 2003 года записано: в трех муниципальных образованиях в 2003 году объем выпуска промышленной продукции будет доведен до нуля. Такое мы встречаем впервые в новейшей истории Томской области. Как говорится, — приехали!
     Несмотря на громадные потери дорожного фонда (в целом по России он теряет 167,2 миллиарда рублей), в Томске — благодаря работе Администрации области, лично Губернатора В.М. Кресса, руководства дорожного фонда, депутата Кадесникова — дорожный фонд Томской области потерь по существу не понес. 1,2 миллиарда рублей — это фактически уровень прошлого года. Но мне кажется, что мы вот уже в течение десяти лет допускаем серьезную стратегическую ошибку: вместо того чтобы максимальное количество финансовых ресурсов направлять на ликвидацию транспортной изоляции области, мы тратим все средства на внутриобластные нужды. Нас связывают с внешним миром всего две дороги: Тайга — Томск (железная), Юрга — Томск (автомобильная). Всё. О северной широтной дороге в последнее время мы говорим много, а выделяем из 1,2 миллиарда рублей на ее строительство всего 11 миллионов рублей. При таких темпах мы обречены на изоляцию.
     Следует повысить значение прогноза консолидированного бюджета Томской области, установить порядок рассмотрения этого документа и принятия решения по нему. Анализ прогноза и фактического исполнения, например, доходной части областного бюджета за последние три года показывает ошибки в прогнозе по доходам в размере от 15 до 50 процентов, а ошибка в прогнозировании налога на прибыль в 2000 году составила 2,7 раза! В этом году ошибка в прогнозе финансовой помощи из федерального бюджета составила 2,1 раза, в сборе налога на имущество предприятий — 111 процентов. При таких ошибках в сотни миллионов рублей всякий смысл теряют споры и борьба за экономию миллиона, тысячи и тем более одного рубля.
     В бюджете 2003 года не предусмотрено серьезных мер по защите, а главное — по развитию малого и среднего бизнеса. Как мы полагаем, принятые федеральные законы, особенно по единому налогу на вмененный доход, приведут к сворачиванию этой части экономики области, с развитием которой мы связывали и связываем перспективы и определенные надежды. Здесь более опасны даже не экономические, а социальные последствия. На наш взгляд, увеличение расходов на образование (115 процентов), на здравоохранение и физкультуру (111 процентов) не достаточно для решения сложных проблем в этих социальных сферах. Нельзя забывать, что планируемая инфляция 110 — 112 процентов будет фактически больше из-за роста цен и тарифов на услуги естественных монополий: газ подорожает на 20 процентов, электроэнергия — на 14 процентов, железнодорожные перевозки — на 12 процентов. Таким образом, запланированного роста расходов в образовании, здравоохранении и спорте не хватит даже для покрытия роста цен на услуги, а ведь нам надо неотложно решать проблемы роста заработной платы в этих отраслях. В области должен работать по полной схеме наш Закон «Об образовании». Нам необходимо принять аналогичный закон и по здравоохранению, медицинские работники давно его ждут, а это, как вы понимаете, опять расходы!
     В отношении промышленного производства бюджет 2003 года делает шаг вперед: все-таки 500 миллионов рублей в бюджете развития — это уже цифра, и ее надо использовать с толком!
     Слухи о банкротстве Томской области серьезно преувеличены, наши долги (относительные) не растут, мы можем и будем брать и обслуживать кредиты, ничего смертельного здесь нет. Это мировая практика.
     Определенную тревогу у депутатов вызывает все продолжающийся рост затрат на государственное и местное самоуправление. Более того, в структуре областной администрации, в администрациях муниципальных образований стали появляться отделы и даже целые департаменты без санкции на то представительных органов. Это совершенно недопустимо, это нарушение закона.
     Выводы и предложения.
     Законопроект внесен на рассмотрение Думы в срок, установленный законом Томской области. И это следует отметить особо. Перечень и содержание документов, представленных в материалах к законопроекту, в основном, соответствуют требованиям закона о бюджете Томской области. В материалах, представленных депутатам, можно найти ответы на многие, даже самые дотошные вопросы. Материалы добротные, и мы должны отметить в этом плане хорошую работу экономического блока администрации и, в частности, областного департамента финансов.
     Учитывая вышеизложенное, Совет Думы полагает, что законопроект может быть рассмотрен собранием Думы в первом чтении с учетом замечаний, высказанных на заседаниях комитетов и в ходе сегодняшнего обсуждения.
     О повестке дня.
     В проекте повестки дня собрания 14 вопросов, вдвое меньше традиционного количества. Это связано с тем, что нам необходимо сосредоточить основное внимание на обсуждении пакета законов о бюджете. Рассмотрим также три других закона, примем постановления по ряду важнейших и неотложных вопросов.
     Призываю всех к конструктивной работе.





CATALOG.METKA.RU Яндекс цитирования