Уважаемые депутаты! Уважаемый Виктор Мельхиорович! Уважаемые приглашенные! Прошедший месяц в мире был неспокойным, произошло множество локальных катастроф и пожаров с человеческими жертвами. Но самое страшное — мир сделал еще один шаг навстречу войне. Заявление руководителей США о том, что Ирак представляет угрозу миру — абсурд и вызывает смех у здравомыслящих политиков. Наяву грубое попрание всех международных норм и прав. Джордж Буш забывает, что даже пропаганда войны — прямое нарушение Устава ООН, запрещающего любое разжигание военных действий. Мощные антивоенные выступления в Европе и Америке собирают тысячи граждан. И только Россия безмолвствует. А в Томске из прошлого моего выступления на Думе некоторые местные СМИ вырезали все, что касается Ирака. К сожалению, война в Ираке в первую очередь коснется России, в частности томичей. Потому что наша область во многом зависит от конъюнктуры на мировом рынке нефти. И вы в этом очень скоро убедитесь. Один великий мыслитель говорил: «Не бойся друга — он может только предать, не бойся врага — он может только убить, бойся равнодушных, ибо только при них совершаются и предательства, и убийства». Наши Сибирские Афины равнодушно безмолвствуют. Томские политические партии и движения слабо выступили против войны, значительно слабее, чем против коммунального хозяйства. А жаль, мы ведь теперь часть мирового сообщества. Мы должны понимать, что стоим на пороге очередной если не революции, то серьезной ломки административной и представительной систем власти страны — местного и регионального уровня. В проекте закона о региональной власти речь идет о разграничении полномочий: например, Администрация области будет отвечать по 40 позициям (сейчас она отвечает за все). Эти 40 позиций стоят 17 процентов ВВП. На эту сумму за регионами и должны быть закреплены на постоянной долгосрочной основе доходные источники. Предлагается нам самим выбирать, как эти полномочия финансировать, в том числе полномочия, установленные федеральными законами. При этом интересно — федеральные законы остаются, а финансировать их мы будем по своему усмотрению! Полномочия, закрепляемые за региональной властью, — это полномочия социального характера. Законы о ветеранах, инвалидах, детские пособия... К нам снова возвращается профтехобразование. В области среднего образования — очередная неразбериха: наполовину оно муниципальное, наполовину областное. В медицине область отвечает за всю специализированную медицинскую помощь: туберкулез, онкология, ВИЧ-инфекция и другие. Кроме того, Администрация наделяется делегированными полномочиями по вновь принимаемым федеральным законам. Впервые в новейшей истории России на Администрацию области возлагается прямая ответственность за выполнение соответствующих функций. Прозвучала интересная фраза: «За любое нецелевое использование выделяемых в соответствии с законом субвенций виновный будет наказываться... беспощадно». Что касается законодательных органов власти, то кроме уже введенной нормы — половина депутатов от партий — нам ничем особенным эти законы не грозят. Правда, по действующему законодательству нас можно распустить досрочно, если мы в течение шести месяцев не отменим свое неправильное, по мнению суда, постановление. Этим новым законом нам на исполнение сорока функций могут дать 25 процентов доходов — это очень опасно. Мы должны стоять на позициях мировой демократии — 50 на 50. 50 процентов — это ограничение для Правительства!! Это признанная международная практика. Ну, и главное, мы должны сформировать комиссию и внести соответствующие изменения в действующие нормативно-правовые акты области, в Устав области. Наверное, будет правильно, если ее возглавят Председатель Думы и Губернатор области. Что касается местного самоуправления, то здесь у нас масса проблем. Мы должны ввести двухуровневое управление, организовать три типа муниципальных образований, наделить их функциями и, самое главное, — финансами. Мы должны определить способ формирования органов местного самоуправления. Эту задачу придется решать правовому комитету, Григорию Андреевичу Шамину с привлечением всех депутатов и глав администраций районов, мэров городов и областной Администрации. Сроки ограничены. К 1 января 2005 года в области будут сотни муниципальных образований со своими бюджетами! Немаловажный вопрос — кадровый. Где взять 200 руководителей нового типа?! В проекте Закона «О местном самоуправлении» четко определены 23 функции, за которые должен отвечать муниципалитет. Определена и ответственность: мэр города, главы муниципальных образований могут быть освобождены от работы Губернатором и народом; городские и районные думы могут быть распущены законом, принятым Государственной Думой Томской области. В проекте закона есть очень интересное предложение: на содержание районных муниципалитетов средства будет выделять не Губернатор, а сами сельские и городские поселения. Введение этого закона также невозможно без внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Президент обещал нам, что только так и будет. Мы верим нашему Президенту, на встречу, о чем я говорил выше, главы законодательных собраний пришли со своим мнением, а ушли с мнением Президента — поддержали его инициативу по реформированию административной системы власти. Словом, цели ясны, задачи определены — за работу, товарищи! Однако граждане Томской области должны знать, что этой реформе будет подвергнута только исполнительная власть Томской области, три тысячи чиновников — от старосты поселка Ванжилькынак Каргасокского района до Губернатора В. Кресса. Но в Томске остается еще более десяти тысяч чиновников-федералов, которые ни Крессу, ни Думе не подчиняются и реформе не подлежат. Ещё одна беда российского общества: надежда и вера в то, что примем новые законы — и сразу все будет налаживаться. Но, к сожалению, в России законы менее важны, чем практика их применения. Действие законов многократно искажается порочной правоприменительной практикой. О повестке дня. Совет Думы вносит предложение рассмотреть сегодня 33 вопроса. Повестка дня не простая. Предстоит обсудить 21 законопроект, в том числе 6 из них во втором чтении. На рассмотрение депутатов вносятся четыре областные целевые программы — о развитии лесопромышленного комплекса области, о социальном развитии села, о техническом оснащении милиции общественной безопасности и программа «Здоровый ребенок». Нам предстоит рассмотреть и ряд других вопросов. В разном две информации — сенатора Ковалева и начальника налоговой полиции Анохина. Разрешите пожелать вам конструктивной и плодотворной работы. 16-е собрание Государственной Думы Томской области объявляю открытым. |