САМ ПО СЕБЕ АЗАРТ - НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Дмитрий Карелин, кандидат юридических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией социально-правовых исследований ТГУ, доцент кафедры уголовно-исполнительного права и криминологии:
- Как известно, обращение к данной проблеме во многом связано с тем, что ситуация с игровыми автоматами, как считают многие, вышла из-под контроля. Одним из способов решения проблемы видится принятие Закона "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Томской области" (принят в первом чтении), который призван снять социальную напряженность.
Действительно, нормативно-правовое регулирование является важнейшей формой социального контроля. В самом общем виде я вижу проблему так: не запрет (мы это уже проходили), а нормативное регулирование.
Во-первых, игорный бизнес - это вид предпринимательской деятельности. Как известно, в Конституции РФ закреплено право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Азартная игра является правовой категорией, а налог на игорный бизнес - это один из источников формирования регионального бюджета, и далеко не последний.
Далее. Часто игровые автоматы склоняют в так называемых обвинительных падежах (развращение молодежи и т.д.). Вместе с тем очевидно, что сам по себе азарт не является криминогенным фактором и не находится в прямой причинной связи с совершением правонарушений. Однако при определенных условиях игровая зависимость при отсутствии элементов внутреннего самоконтроля может поставить человека перед выбором варианта правомерного или противоправного поведения... Не исключено, что игровые залы и прилегающие к ним территории могут служить местом скопления лиц в том числе и с отклоняющимся поведением, а в отношении тех же подростков правомерно можно возразить: да, легко запретить, а вот создать реальную альтернативу такому времяпрепровождению гораздо труднее.
Интересно и то, что под понятие игрового автомата подпадает и такое оборудование, в котором используется в качестве выигрыша мягкая игрушка. Ведь в этом случае ни у кого не возникает вопросов относительно введения каких-либо ограничений, не так ли? А как быть с так азываемыми виртуальными игровыми автоматами в сети Интернет? И так далее...
Словом, вопрос об игровых автоматах сложный. Не случайно до сих пор не только у нас, но и на федеральном уровне не принят закон об игорном бизнесе (он прошел только первое чтение).
Исходя из баланса публичных и частных интересов "на берегу" должны быть четко определены правила функционирования данного вида игорного бизнеса, как минимум, в рамках четкой теоретической конструкции: права - обязанности - ответственность, включая возможность социального контроля как на стадии открытия бизнеса, так и на стадии его функционирования. Иными словами, речь может идти о системе квотирования (не менее чем столько-то, но и не более стольких-то игровых автоматов на число жителей и т.п.), установления определенных цензов - территориальных, возрастных, по режиму работы и пр.
Не секрет, что эффективность любой нормы права во многом зависит от того, является ли она социально обусловленной, то есть соответствует ли уровню развития социальных, экономических, политических, морально-этических отношений в обществе.
Во всяком случае, подход должен быть максимально взвешенным: должны быть оценены как положительные, так и отрицательные последствия принятия данного нормативного акта. При этом вряд ли следует упрощенно подходить к их оценке, утрировать и противопоставлять аргументы, относящиеся к различным плоскостям данного явления: с одной стороны, возможность пагубного влияния на несовершеннолетних, с другой - высокий уровень бюджетной доходности данного вида бизнеса, а также возможность направления полученных налоговых отчислений на решение социальных программ.
Уверен, что данный законопроект был предметом правовой экспертизы. Вместе с тем в том варианте, в котором он прошел первое чтение, законопроект, даже учитывая его рамочный характер, выглядит сыровато. Поэтому считаю, что важное значение имеет последующий мониторинг эффективности принимаемого закона, в том числе с привлечением специалистов и ученых юридического института ТГУ, которые были авторами таких концептуальных нормативно-правовых актов, как Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и многих других.
В целом же считаю, что обращение к данной проблематике следует признать весьма актуальным и своевременным. При дальнейшей проработке закона должен быть использован мировой опыт, накопленный на уровне законодательств развитых стран, с учетом наших культурных, исторических, правовых традиций и ментальности.
"ИГРОВУЮ ЗОНУ" УБРАТЬ В ОТДАЛЕННОЕ МЕСТО
Николай Глушко, председатель обкома профсоюза работников народного образования и науки:
- На мой взгляд, прежде всего нужно поменять концепцию закона о размещении игровых автоматов. Например, в законе перечисляются все те места, где нельзя ставить игровые залы: возле остановок нельзя, возле школ нельзя, нельзя также на рынках, в жилых помещениях и так далее. Вместо этого предлагаю другое решение: не размещать автоматы по всему городу, а определить для них одну зону, сделать так называемый томский "Лас-Вегас". Конечно, надо продумать, чтобы эта зона не задевала интересы проживающих поблизости горожан. Не исключено, что такая зона окажется довольно далеко от центральных магистралей города и создаст неудобства для азартных игроков. Зато те, кто туда захочет отправиться, сто раз подумают, прежде чем туда поехать. И тогда больше никаких законов не понадобится.
НЕ ЗАГОНИМ ЛИ МЫ НАРЫВ ВНУТРЬ?
Евгений Рабцун, руководитель ЗАО "Центр семейной медицины" и страховой компании "Русский мир":
- Я посмотрел на сайте областной Думы сам закон и его обсуждение на форуме. Если рассматривать данный законопроект как истину в последней инстанции, его можно еще долго обсуждать. А если рассматривать его как пилотный проект, который является откликом на новое явление нашей жизни, то закон можно принять в таком виде. В конце концов, что нам мешает в будущем провести мониторинг и принять какие-то поправки?
Является ли игорный бизнес опасным, особенно для молодежи? В наш центр уже обращаются родители детей, у которых появилась психологическая зависимость от игры, и в медицинской среде эта тема активно обсуждается. Однако такая же зависимость у части детей появилась и к компьютерным играм. А здесь как быть?
Сам по себе азарт еще не есть патология или правонарушение. Азарт свойственен очень многим людям, это нормальное человеческое качество. Другое дело, что, оставаясь нереализованным, азарт может привести человека к игровым автоматам. И здесь надо подумать об альтернативе для удовлетворения этого чувства. О большей доступности тех же спортивных состязаний, об ипподроме, где выплеск эмоций не меньший (если не больший).
Данный проект закона носит в основном фискальную направленность, ограничивая деятельность игровых залов определенными рамками. Правда, есть и возможность для маневра: например, не разрешается устанавливать игровые залы в центре города, в общественных местах. Хорошо, уберем их из центра. Но, учитывая, что в каждом большом районе города есть и свой центр (на Черемошниках, на Иркутском тракте, на Каштаке и т.д.), не загоним ли мы эту проблему внутрь городских кварталов?
Возможно, что стоит где-то в одном, удаленном от жилья месте, устроить свой маленький "Лас-Вегас" - в стороне от молодежных общежитий и школ. А уж как туда будут добираться одержимые азартом игроки - это забота владельцев игровых залов. Впрочем, наверняка они смогут создать инфраструктуру, чтобы сделать более доступными свои заведения.
На форуме я прочитал, что некоторые труженики игорного бизнеса предлагают на свои средства содержать больницы, приюты и т.д. Похвальное желание. Почему бы нет?
Словом, закон надо принимать, а дальше жизнь подскажет.
Томские новости", 08.09.2005
ЧТО ДЕЛАТЬ С "ОДНОРУКИМИ БАНДИТАМИ"?
Директор фонда развития независимой журналистики Татьяна Захаркова:
- Игровые автоматы – это законный бизнес, поэтому он имеет право на существование. Но их доступность, я полагаю, должна быть ограничена территориальным расположением, чтобы человек специально собирался и ехал играть. Те есть не должно быть случайности, когда человек зашел в павильон по пути. Так сделано во всем мире, и, я думаю, в этом есть смысл.
Председатель комитета налоговой политики администрации Томской области Сергей Антони:
- Проблема игровых автоматов существует сегодня в нашем обществе в силу того, что этот вид деятельности пока законодательно не урегулирован, стихийно развивается, и мы
серьезно к решению вопроса не подошли. Основные проблемы у нас - молодежь и пенсионеры. Мы повторяем историю всевозможных «МММ», «Хопров»: бабушки и дедушки несут свои пятачки (особенно это актуально в деревнях) в игровые автоматы. Поэтому, конечно, нужны ограничения по возрасту. И территориальные: запретить установку «одноруких» возле школ, больниц, в центре города.
Председатель правления Томского регионального отделения Российского фонда милосердия и здоровья Валентина Сысоева:
- Я вообще принципиально против всех азартных игр, ведь они затягивают людей с неустойчивой психикой. Мы же знаем случаи, когда люди проигрывали последние деньги. Поэтому игровые автоматы - не та форма бизнеса, которую нужно развивать, и которая принесет национальной экономике прибыль, мы больше потеряем людей. Но запретный плод сладок, поэтому надо вводить какую-то систему контроля: во-первых, быть построже с сертификацией. Во-вторых, определить для них специальную территорию. В-третьих, кто-то должен следить за возрастным цензом.
Председатель областного совета ветеранов Геннадий Моисеев:
- Категорически отрицать игровые автоматы было бы глупо, мы это уже проходили в истории нашей страны. Но нужно принять, если не закон, то хотя бы взвешенное решение на уровне глав администраций: игровые автоматы должны располагаться в четко оговоренном месте, всем известном и охраняться от людей, нравственно готовых принять неадекватные решения. Что касается мальчишек и девчонок, то для них открыть не денежные, а призовые автоматы, позволяющие выиграть, допустим, игрушку.