Выступление Б.А. Мальцева на 53-м собрании Государственной Думы Томской области 30 марта 2006 года Уважаемый Виктор Мельхиорович! Уважаемые приглашенные! Прошедший месяц был, как никогда, насыщен крупными политическими событиями. Такого количества новостей иногда не наберется и за полгода. Вот только некоторые из них: во Франции продолжаются массовые беспорядки - студенты, молодежь и присоединившиеся к ним профсоюзы недовольны новым трудовым законом, по которому молодые работники младше 26 лет могут быть уволены работодателями в течение двух лет без объяснения причин. Последствия принятия закона оказались масштабными. Беспорядки переросли во всеобщую забастовку. Поучительный пример. В Гаагской тюрьме скончался Слободан Милошевич. В Белоруссии Александр Лукашенко победил на президентских выборах, получив 82,6% голосов при явке – свыше 92%. В Украине прошли выборы в парламент. По предварительным итогам победу одержала «Партия регионов» Виктора Януковича. Президент Владимир Владимирович Путин побывал с официальными визитами в целом ряде государств, в том числе в Китае, где принял участие в российско-китайском экономическом форуме. Состав российской делегации насчитывал тысячу человек. Масштаб предстоящего сотрудничества с самым крупным восточным соседом и его последствия для нашей страны позволяют говорить о беспрецедентном успехе России. Достигнуты договоренности о поставках в Китай нефти, газа, энергетического оборудования, развитии трубопроводного транспорта. Продолжится сотрудничество в атомной промышленности и электроэнергетике. 2006 год объявлен годом России в Китае. В мае состоится презентация нашей области в трёх китайских провинциях. Учиться всегда лучше на чужих ошибках, поэтому ряд проектов, например, в деле организации особых экономических зон, в своё время сыгравших одну из ведущих ролей в китайском экономическом «чуде», может оказаться для нас с вами очень полезным. В России к числу важнейших событий можно отнести заседания Госсовета и Совета законодателей. На этих важнейших встречах Владимира Владимировича с руководителями федерального и регионального уровня шел разговор о реализации приоритетных национальных проектов. Президент еще раз подчеркнул, что главное не распределение денег из большого мешка - «кому больше достанется» или как делить эти деньги – по закону или по совести. Самое главное: национальные проекты должны стать катализаторами для начала большой работы в регионах по этим четырем направлениям. Творчество здесь не осуждается, оно только поощряется. Наше с вами творчество должно заключаться не только в увеличении финансирования, но и в привлечении частных инвесторов, в принятии таких законов и нормативных правовых актов в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства жилья, которые установили бы четкие правила игры, защитили права наших граждан и значительно улучшили деятельность всех органов исполнительной власти. Для этого мы должны своевременно обеспечивать граждан всеми необходимыми законами. Среди других заметных событий: в России в 68 субъектах Федерации впервые в единый день голосования прошли выборы разного уровня. И, наконец, наша футбольная команда «Томь» успешно начала новый сезон в Премьер-Лиге, одержав впечатляющие победы в матчах с именитыми московскими командами - «Торпедо» и «Динамо». По итогам двух туров наша команда в числе лидеров - чего раньше никогда не было! Вместе с тем, в России произошли события, которые вызывают определенную тревогу. Отмечен невероятно высокий рост инфляции. Во многих крупных городах прошли массовые митинги протеста против повышения стоимости услуг ЖКХ. В Томской области, кроме проблем с жилищно-коммунальным хозяйством, решались стратегические задачи – подготовка к саммиту Россия-Германия. На заседание рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов прибыли две делегации. Делегация Германии в составе 22-х человек, в её числе три заместителя руководителей ведущих министерств: финансов, экономики и технологий, иностранных дел – Барбара Хендрикс, Бернд Пфаффенбах и Георг Боомгаарден, посол Германии в России Вальтер Шмидт. В составе российской делегации из 25-ти человек были тоже весьма авторитетные и влиятельные руководители: Андрей Шаронов – заместитель министра Минэкономразвития, Алексей Мордашов – генеральный директор «Северстальгрупп». Были руководители из министерств и ведомств, которые, кстати сказать, впервые, благодаря саммиту, увидели Томскую землю. Заседание группы проходило в полузакрытом режиме и мне трудно в полной мере оценить важность принятых решений для России и Томской области в частности. Но для нас важно другое: уроки общения, уроки дипломатии с иностранными и российскими государственными деятелями. Жаль только, что томичей участвовало в этом процессе очень мало, а из депутатов только Иван Кляйн. Как вы понимаете встретить столь представительную и многочисленную делегацию непросто – начиная от аэропорта, транспорта, гостиниц, питания, маршрутов движения, объектов посещения, места проведения заседания. Все это труд, громадный урок и большая учеба. К нашей чести все службы справились с поставленной задачей, при этом многому научились. Если Томск действительно хочет стать центром науки и просвещения мирового уровня, с наибольшим эффектом использовать создание ТВЗ, то проведение саммита – это хорошая практика, лучше не придумаешь. Ожидая от саммита широкой популяризации Томской области не только в России, но и во всем мире, мы должны задать себе вопрос: а зачем все это нам надо? Ответ прост – для улучшения жизни населения, обеспечения наших граждан высоко оплачиваемыми и современными рабочими местами. А для этого нужны деньги. Об инвестиционной программе, о системе привлечения инвестиций мы уже говорили на Думе несколько месяцев назад. На мой взгляд, администрация сделала выводы и на многие вопросы можно найти ответы в представленном проекте программы развития Томской области. В частности, проект предусматривает реализацию 84 бизнес - проектов и 31 инфраструктурного с общим объемом инвестиций в 61 миллиард рублей. Не очень амбициозно, но и не мало. Не смотря на нашу критику, даже в бизнес-проектах осталось много «вермишели», не говоря уже о других разделах инвестиционной программы. Но главное, на мой взгляд, все же: это попытка, отметим - первая масштабная попытка утвердить план развития инвестиционной инфрастуктуры. Впервые закладываются в план объемы кредитов нефинансовому сектору, объемы добровольного страхования, суммарный объем активов венчурных и инвестиционных фондов, объем предоставляемых профессиональных услуг для бизнеса (консалтинговые, аудиторские). Мы еще только учимся выговаривать эти слова, а ведь мир уже давно пользуется тем, что скрывается за каждым словом – лизинг, консалтинг, венчур и т.д. Важно и другое - планируется информационное и законодательное обеспечение инвестиционного процесса. Извечный вопрос, где взять деньги? Решается он зачастую без нашего вмешательства. Например, в Томске банки по очень простой и доступной гражданам форме, выдали потребительских кредитов на сумму более 8 миллиардов рублей. Представьте, что эти кредиты выделяются по решению власти, сколько бы здесь было волокиты и бюрократии!! Никогда, не только 8-ми, но и 1 миллиарда граждане не получили бы. Почему же банковское сообщество не хочет пойти навстречу гражданам в кредитовании строительства жилья и развития малого бизнеса в столь же крупных масштабах и так же просто? И все-таки для получения кредитов, инвестиций простого ответа нет. Ясно одно, без денег мы не увеличим производительность труда, не обеспечим диверсификацию экономики области: тревожит то, что мы начинаем сдавать позиции в привлечении инвестиций. За 2005 год инвестиции в основной капитал составили 69,8 процента к уровню 2004 года. За январь-февраль 2006 года опять снижение – 90 процентов к уровню 2005 года. Мы не должны принимать объяснения, что это падение связано с «ЮКОСом». Руководить – значит, предвидеть. Экономический блок должен бомбить нас новыми идеями, новыми предложениями, а не объяснениями. Если бы Томск смог выйти на уровень принятых в странах «первого мира» стандартов общественной и личной безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникаций, транспорта (не только и не столько железнодорожного) и обслуживания (а в обслуживании вежливость должна стать частью нашего образа жизни), если мы все это сделаем, то Томск сможет стать базовым лагерем для банкиров, предпринимателей, исследователей, инженеров, ученых, менеджеров и других профессионалов, которые собираются заняться в Сибири бизнесом. Мы должны создать для инвесторов возможность работать в Томске успешно и прибыльно, несмотря на отсутствие внутреннего рынка. У нас есть главное – кадры и природные ресурсы. Транспорт у нас тоже почти есть. Хотя все-таки нам нужны дороги мирового класса. Сегодня недостаток транспортных ресурсов должен компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине и изобретательности. И еще надо, прежде всего, сделать то, что томичи никогда не считали своей обязанностью – сначала сделать свой город чистым. Посмотрите на остановки у наших университетов - самые грязные в городе! Второе предложение: для начала наши официальные лица - и в администрации, и в мэрии Томска, и в других муниципальных образованиях - должны рассматривать инвесторов не как врагов, которых надо заманить в засаду, а затем уничтожить. К инвесторам надо относиться как к самым дорогим друзьям, которые нуждаются в помощи, чтобы пробиться через лабиринты нашей бюрократии, начиненной минами и другими ловушками. Государственные и муниципальные служащие не должны влиять на распределение ресурсов. Они должны стать арбитрами рынка, а не его участниками. Сегодня сферы инвестирования стало выбирать непросто. Проведение реструктуризации экономики России и нашей области тоже продолжает стоять на повестке дня. Мы должны научиться вести бизнес, руководствуясь критериями прибыльности и доходности акционерного капитала. Наша работа заключается в планировании, постановке крупных экономических задач на длительный период времени, в течение которого мы сможем их достичь. Мы должны брать на себя инициативу основания новых отраслей на базе ТВЗ, иначе плодами ТВЗ будут пользоваться другие. Мы говорим о биотехнологиях, но где же хотя бы предпроектные намерения? Я уж не говорю о проектах этих предприятий. Мы говорим о транспортном тупике и в то же время аэропорт у нас, по существу, умирает, нет ни одного автотранспортного предприятия регионального значения, строительство дорог ведем вяло. Самой отсталой для инвестирования на территории области остается финансовая и банковская системы. Надеюсь, реализация положений по этому вопросу, изложенных в проекте Программы развития области, даст нам реальное движение вперед. Саммит дает нам основания оживиться. Саммит – это мгновение, проходящий поезд. Успеем запрыгнуть в него – можем многое выиграть, по крайней мере, в привлечении немецких и других иностранных инвестиций. Саммит - это прекрасный повод показать миру, что мы готовы к сотрудничеству. Верю, что первый серьезный выход за 400 лет на международную арену будет для всех нас успешным, а для каждого томича - полезным. О повестке дня. Совет Думы вносит на рассмотрение сегодняшнего собрания 35 вопросов. В их числе 24 законопроекта. Повестка дня отражает три направления. Первое. Дальнейшее развитие институтов гражданского общества на территории Томской области в рамках федерального законодательства. Мы закрепим правовой статус, порядок формирования, цели и задачи деятельности Совета общественных инициатив, который создан и действует при Государственной Думе Томской области. Мы будем сегодня рассматривать законопроекты о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, об общественной палате, об организации первого в России общественного телерадиовещания. Такого обилия законопроектов, направленных на защиту прав граждан области, на повышение уровня взаимоотношений и взаимодействия между органами власти и общественностью, наша Дума ещё не рассматривала. Блок этих законов займет свое место в фундаменте построения демократического государства. Второе направление связано с не менее важной стороной общественной жизни – с экономикой. Без её эффективной работы, без достаточных ресурсов нечем будет защищать права наших граждан. Сегодня мы рассмотрим во втором чтении программу социально- экономического развития области до 2010 года. К этой программе, как показало обсуждение на комитетах, у нас неоднозначное отношение. Если так же неоднозначно будет организовано её исполнение, то большого эффекта мы не получим. Будем надеяться, что администрация области организует четкую и прозрачную систему работы всех департаментов и служб по реализации этой программы. Дума тоже не останется в стороне и от этого процесса, и от контроля за исполнением программных мероприятий. Во втором чтении рассмотрим законопроект «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства». У нас общая сумма доходов областного бюджета за истекший период увеличилась на сумму 148,8 миллиона рублей. В связи с этим нам необходимо внести изменения в Закон об областном бюджете. И третье направление - оно связано с проблемами ЖКХ. На прошедшей неделе мы обсуждали их на парламентских слушаниях и вновь убедились в том, что эта отрасль требует особого внимания. Сегодня в ряд действующих законов, регулирующих отношения в этой отрасли, внесем изменения. В «Часе Губернатора» заслушаем информацию администрации области о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2005 году и о ходе реализации соответствующего Постановления Правительства в 2006 году. В повестку включены и другие актуальные вопросы. Приглашаю всех к деловой и конструктивной работе. |