ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
RU | EN | DE | CN
Выступление Б.А. Мальцева
на 53-м собрании Государственной Думы Томской области
30 марта 2006 года


Уважаемые депутаты!
Уважаемый Виктор Мельхиорович!
Уважаемые приглашенные!


Прошедший месяц был, как никогда, насыщен крупными политическими событиями. Такого количества новостей иногда не наберется и за полгода. Вот только некоторые из них: во Франции продолжаются массовые беспорядки - студенты, молодежь и присоединившиеся к ним профсоюзы недовольны новым трудовым законом, по которому молодые работники младше 26 лет могут быть уволены работодателями в течение двух лет без объяснения причин. Последствия принятия закона оказались масштабными. Беспорядки переросли во всеобщую забастовку. Поучительный пример.

В Гаагской тюрьме скончался Слободан Милошевич. В Белоруссии Александр Лукашенко победил на президентских выборах, получив 82,6% голосов при явке – свыше 92%. В Украине прошли выборы в парламент. По предварительным итогам победу одержала «Партия регионов» Виктора Януковича.

Президент Владимир Владимирович Путин побывал с официальными визитами в целом ряде государств, в том числе в Китае, где принял участие в российско-китайском экономическом форуме. Состав российской делегации насчитывал тысячу человек. Масштаб предстоящего сотрудничества с самым крупным восточным соседом и его последствия для нашей страны позволяют говорить о беспрецедентном успехе России. Достигнуты договоренности о поставках в Китай нефти, газа, энергетического оборудования, развитии трубопроводного транспорта. Продолжится сотрудничество в атомной промышленности и электроэнергетике. 2006 год объявлен годом России в Китае. В мае состоится презентация нашей области в трёх китайских провинциях.

Учиться всегда лучше на чужих ошибках, поэтому ряд проектов, например, в деле организации особых экономических зон, в своё время сыгравших одну из ведущих ролей в китайском экономическом «чуде», может оказаться для нас с вами очень полезным.

В России к числу важнейших событий можно отнести заседания Госсовета и Совета законодателей. На этих важнейших встречах Владимира Владимировича с руководителями федерального и регионального уровня шел разговор о реализации приоритетных национальных проектов. Президент еще раз подчеркнул, что главное не распределение денег из большого мешка - «кому больше достанется» или как делить эти деньги – по закону или по совести. Самое главное: национальные проекты должны стать катализаторами для начала большой работы в регионах по этим четырем направлениям. Творчество здесь не осуждается, оно только поощряется. Наше с вами творчество должно заключаться не только в увеличении финансирования, но и в привлечении частных инвесторов, в принятии таких законов и нормативных правовых актов в сферах образования, здравоохранения, сельского хозяйства и строительства жилья, которые установили бы четкие правила игры, защитили права наших граждан и значительно улучшили деятельность всех органов исполнительной власти. Для этого мы должны своевременно обеспечивать граждан всеми необходимыми законами.

Среди других заметных событий: в России в 68 субъектах Федерации впервые в единый день голосования прошли выборы разного уровня. И, наконец, наша футбольная команда «Томь» успешно начала новый сезон в Премьер-Лиге, одержав впечатляющие победы в матчах с именитыми московскими командами - «Торпедо» и «Динамо». По итогам двух туров наша команда в числе лидеров - чего раньше никогда не было!

Вместе с тем, в России произошли события, которые вызывают определенную тревогу. Отмечен невероятно высокий рост инфляции. Во многих крупных городах прошли массовые митинги протеста против повышения стоимости услуг ЖКХ.

В Томской области, кроме проблем с жилищно-коммунальным хозяйством, решались стратегические задачи – подготовка к саммиту Россия-Германия. На заседание рабочей группы по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов прибыли две делегации. Делегация Германии в составе 22-х человек, в её числе три заместителя руководителей ведущих министерств: финансов, экономики и технологий, иностранных дел – Барбара Хендрикс, Бернд Пфаффенбах и Георг Боомгаарден, посол Германии в России Вальтер Шмидт. В составе российской делегации из 25-ти человек были тоже весьма авторитетные и влиятельные руководители: Андрей Шаронов – заместитель министра Минэкономразвития, Алексей Мордашов – генеральный директор «Северстальгрупп». Были руководители из министерств и ведомств, которые, кстати сказать, впервые, благодаря саммиту, увидели Томскую землю. Заседание группы проходило в полузакрытом режиме и мне трудно в полной мере оценить важность принятых решений для России и Томской области в частности. Но для нас важно другое: уроки общения, уроки дипломатии с иностранными и российскими государственными деятелями. Жаль только, что томичей участвовало в этом процессе очень мало, а из депутатов только Иван Кляйн.

Как вы понимаете встретить столь представительную и многочисленную делегацию непросто – начиная от аэропорта, транспорта, гостиниц, питания, маршрутов движения, объектов посещения, места проведения заседания. Все это труд, громадный урок и большая учеба. К нашей чести все службы справились с поставленной задачей, при этом многому научились. Если Томск действительно хочет стать центром науки и просвещения мирового уровня, с наибольшим эффектом использовать создание ТВЗ, то проведение саммита – это хорошая практика, лучше не придумаешь.

Ожидая от саммита широкой популяризации Томской области не только в России, но и во всем мире, мы должны задать себе вопрос: а зачем все это нам надо? Ответ прост – для улучшения жизни населения, обеспечения наших граждан высоко оплачиваемыми и современными рабочими местами. А для этого нужны деньги. Об инвестиционной программе, о системе привлечения инвестиций мы уже говорили на Думе несколько месяцев назад.

На мой взгляд, администрация сделала выводы и на многие вопросы можно найти ответы в представленном проекте программы развития Томской области. В частности, проект предусматривает реализацию 84 бизнес - проектов и 31 инфраструктурного с общим объемом инвестиций в 61 миллиард рублей. Не очень амбициозно, но и не мало. Не смотря на нашу критику, даже в бизнес-проектах осталось много «вермишели», не говоря уже о других разделах инвестиционной программы. Но главное, на мой взгляд, все же: это попытка, отметим - первая масштабная попытка утвердить план развития инвестиционной инфрастуктуры. Впервые закладываются в план объемы кредитов нефинансовому сектору, объемы добровольного страхования, суммарный объем активов венчурных и инвестиционных фондов, объем предоставляемых профессиональных услуг для бизнеса (консалтинговые, аудиторские). Мы еще только учимся выговаривать эти слова, а ведь мир уже давно пользуется тем, что скрывается за каждым словом – лизинг, консалтинг, венчур и т.д. Важно и другое - планируется информационное и законодательное обеспечение инвестиционного процесса.

Извечный вопрос, где взять деньги? Решается он зачастую без нашего вмешательства. Например, в Томске банки по очень простой и доступной гражданам форме, выдали потребительских кредитов на сумму более 8 миллиардов рублей. Представьте, что эти кредиты выделяются по решению власти, сколько бы здесь было волокиты и бюрократии!! Никогда, не только 8-ми, но и 1 миллиарда граждане не получили бы.

Почему же банковское сообщество не хочет пойти навстречу гражданам в кредитовании строительства жилья и развития малого бизнеса в столь же крупных масштабах и так же просто? И все-таки для получения кредитов, инвестиций простого ответа нет.

Ясно одно, без денег мы не увеличим производительность труда, не обеспечим диверсификацию экономики области: тревожит то, что мы начинаем сдавать позиции в привлечении инвестиций. За 2005 год инвестиции в основной капитал составили 69,8 процента к уровню 2004 года. За январь-февраль 2006 года опять снижение – 90 процентов к уровню 2005 года. Мы не должны принимать объяснения, что это падение связано с «ЮКОСом». Руководить – значит, предвидеть. Экономический блок должен бомбить нас новыми идеями, новыми предложениями, а не объяснениями.

Если бы Томск смог выйти на уровень принятых в странах «первого мира» стандартов общественной и личной безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникаций, транспорта (не только и не столько железнодорожного) и обслуживания (а в обслуживании вежливость должна стать частью нашего образа жизни), если мы все это сделаем, то Томск сможет стать базовым лагерем для банкиров, предпринимателей, исследователей, инженеров, ученых, менеджеров и других профессионалов, которые собираются заняться в Сибири бизнесом.

Мы должны создать для инвесторов возможность работать в Томске успешно и прибыльно, несмотря на отсутствие внутреннего рынка. У нас есть главное – кадры и природные ресурсы. Транспорт у нас тоже почти есть. Хотя все-таки нам нужны дороги мирового класса.

Сегодня недостаток транспортных ресурсов должен компенсироваться превосходством в интеллекте, дисциплине и изобретательности. И еще надо, прежде всего, сделать то, что томичи никогда не считали своей обязанностью – сначала сделать свой город чистым. Посмотрите на остановки у наших университетов - самые грязные в городе!

Второе предложение: для начала наши официальные лица - и в администрации, и в мэрии Томска, и в других муниципальных образованиях - должны рассматривать инвесторов не как врагов, которых надо заманить в засаду, а затем уничтожить. К инвесторам надо относиться как к самым дорогим друзьям, которые нуждаются в помощи, чтобы пробиться через лабиринты нашей бюрократии, начиненной минами и другими ловушками. Государственные и муниципальные служащие не должны влиять на распределение ресурсов. Они должны стать арбитрами рынка, а не его участниками.

Сегодня сферы инвестирования стало выбирать непросто. Проведение реструктуризации экономики России и нашей области тоже продолжает стоять на повестке дня. Мы должны научиться вести бизнес, руководствуясь критериями прибыльности и доходности акционерного капитала.

Наша работа заключается в планировании, постановке крупных экономических задач на длительный период времени, в течение которого мы сможем их достичь. Мы должны брать на себя инициативу основания новых отраслей на базе ТВЗ, иначе плодами ТВЗ будут пользоваться другие. Мы говорим о биотехнологиях, но где же хотя бы предпроектные намерения? Я уж не говорю о проектах этих предприятий. Мы говорим о транспортном тупике и в то же время аэропорт у нас, по существу, умирает, нет ни одного автотранспортного предприятия регионального значения, строительство дорог ведем вяло.

Самой отсталой для инвестирования на территории области остается финансовая и банковская системы. Надеюсь, реализация положений по этому вопросу, изложенных в проекте Программы развития области, даст нам реальное движение вперед.

Саммит дает нам основания оживиться. Саммит – это мгновение, проходящий поезд. Успеем запрыгнуть в него – можем многое выиграть, по крайней мере, в привлечении немецких и других иностранных инвестиций. Саммит - это прекрасный повод показать миру, что мы готовы к сотрудничеству. Верю, что первый серьезный выход за 400 лет на международную арену будет для всех нас успешным, а для каждого томича - полезным.

О повестке дня.

Совет Думы вносит на рассмотрение сегодняшнего собрания 35 вопросов. В их числе 24 законопроекта.

Повестка дня отражает три направления.

Первое. Дальнейшее развитие институтов гражданского общества на территории Томской области в рамках федерального законодательства. Мы закрепим правовой статус, порядок формирования, цели и задачи деятельности Совета общественных инициатив, который создан и действует при Государственной Думе Томской области. Мы будем сегодня рассматривать законопроекты о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, об общественной палате, об организации первого в России общественного телерадиовещания.

Такого обилия законопроектов, направленных на защиту прав граждан области, на повышение уровня взаимоотношений и взаимодействия между органами власти и общественностью, наша Дума ещё не рассматривала. Блок этих законов займет свое место в фундаменте построения демократического государства.

Второе направление связано с не менее важной стороной общественной жизни – с экономикой. Без её эффективной работы, без достаточных ресурсов нечем будет защищать права наших граждан. Сегодня мы рассмотрим во втором чтении программу социально- экономического развития области до 2010 года. К этой программе, как показало обсуждение на комитетах, у нас неоднозначное отношение. Если так же неоднозначно будет организовано её исполнение, то большого эффекта мы не получим. Будем надеяться, что администрация области организует четкую и прозрачную систему работы всех департаментов и служб по реализации этой программы. Дума тоже не останется в стороне и от этого процесса, и от контроля за исполнением программных мероприятий. Во втором чтении рассмотрим законопроект «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства». У нас общая сумма доходов областного бюджета за истекший период увеличилась на сумму 148,8 миллиона рублей. В связи с этим нам необходимо внести изменения в Закон об областном бюджете.

И третье направление - оно связано с проблемами ЖКХ. На прошедшей неделе мы обсуждали их на парламентских слушаниях и вновь убедились в том, что эта отрасль требует особого внимания. Сегодня в ряд действующих законов, регулирующих отношения в этой отрасли, внесем изменения. В «Часе Губернатора» заслушаем информацию администрации области о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в 2005 году и о ходе реализации соответствующего Постановления Правительства в 2006 году.

В повестку включены и другие актуальные вопросы.

Приглашаю всех к деловой и конструктивной работе.





CATALOG.METKA.RU Яндекс цитирования