В Томской области нарастает социальная напряженность и недовольство граждан, проживающих в общежитиях. После вступления в силу нового Жилищного кодекса общежития были отнесены к специализированному жилищному фонду. В связи с этим появились факты выселения граждан из общежитий; несоблюдения норм предоставления жилой площади; снятия с регистрационного учета граждан, проживающих в общежитиях; принуждения жителей, проживающих в общежитиях длительное время, к заключению договоров найма специализированного жилого помещения. Имеются случаи продажи государственных общежитий в частную собственность. В целях привлечения трудовых ресурсов организации, имеющие на своем балансе общежития, рассматривают их как специализированный жилищный фонд, что становится причиной уплотнения и выселения проживающих в них граждан. Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам предоставлено право приобрести в собственность жилые помещения, занимаемые на условиях социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений. В то же время граждане, проживающие в общежитиях, свое право на приватизацию жилого помещения реализовать не могут. При этом следует отметить, что для большинства граждан, проживающих в общежитиях, это единственное и постоянное место проживания. Кроме того, проблемой, требующей незамедлительного решения, является нахождение общежитий на балансе акционерных обществ и предприятий, в отношении которых осуществляется процедура конкурсного управления. Так, приватизация государственных предприятий осуществлялась в соответствии с планами приватизации. Планы приватизации содержали решение собственника государственного имущества передать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, включая общежития, в муниципальную собственность. Однако многими акционерными обществами данное решение не выполнено. Таким образом, частные организации продолжают в нарушение закона владеть общежитиями, сдавать жилые помещения коммерческим организациям в аренду без перевода их в нежилые помещения и продолжают получать прибыль от использования государственного имущества. Указанные проблемы могут быть решены внесением соответствующих изменений в федеральное законодательство, а именно: 1) предусмотреть в части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохранение гарантий гражданам, имевшим право на внеочередное и первоочередное предоставление жилья; 2) в статье 7 указанного Федерального закона предусмотреть передачу в соответствии с федеральным законодательством жилых помещений, принадлежащих государственным и (или) муниципальным предприятиям до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации и отнесенных к общежитиям; 3) рассмотреть вопрос о необходимости внесения следующих изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации: а) понятие «индивидуальный жилищный фонд», предусмотренное в пункте 3 части 3 статьи 19, определить как «жилищный фонд некоммерческого пользования»; б) в части 2 статьи 50 предусмотреть минимальный размер общей площади жилого помещения на одного человека, менее которого органам местного самоуправления не может устанавливаться норма предоставления жилого помещения; в) гарантию действия договора найма в случае перехода права собственности на жилое помещение, предусмотренную в части 2 статьи 102, распространять на всех граждан, проживающих в таком жилом помещении; г) категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения, указанные в части 3 статьи 103, дополнить лицами, проработавшими на предприятии более 10 лет; одинокими матерями (отцами); лицами, прекратившими трудовые отношения по сокращению штата работников предприятия; д) в части 1 статьи 105 установить гарантию предоставления семьям в общежитиях изолированных жилых помещений. 4) Правительству Российской Федерации принять меры для проведения инвентаризации общежитий, находящихся в федеральной собственности; 5) предусмотреть при подготовке законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год» финансовые средства, необходимые для реализации права на жилье, для граждан, проживающих в общежитиях жилищного фонда Российской федерации, которые получили право на занимаемую жилую площадь в общежитии до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации; 6) Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом уполномочить территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в субъектах федерации правом изменения правового режима использования жилых помещений специализированного жилищного фонда – общежитий. Решение на федеральном уровне обозначенных вопросов позволит узаконить статус граждан, проживающих в общежитиях и не допустить проявления массовых недовольств граждан, связанных с выселениями. 31.05.2007 г. |