ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
RU | EN | DE | CN

Дума, которую мы не знали. Часть вторая

Весной следующего года исполнится десять лет с момента рождения законодательной власти в Томской области. Специально к этой дате «Буфф-сад» продолжает свой проект под интригующим названием - «Дума, которую мы не знали». Это цикл публикаций, повествующих и о самых значительных моментах периода становления томского парламентаризма, и о том, что десять лет оставалось «за кадром». Надеемся, что этот проект не оставит равнодушными любителей политики, да и не только их. Если же, уважаемые читатели, у вас возникнут какие-то вопросы – мы будем рады на них ответить…

Десятилетию становления областной законодательной власти посвящается…

Кто есть ху…

Представительный орган власти начал свою деятельность с укрепления своих же позиций. В том смысле, что Дума с ходу показала областной администрации, что с ней – Думой – придется считаться. Первой ласточкой, как мы и писали, стало поражение исполнительной власти в борьбе за кресло председателя – Мальцев «перевесил»-таки Феденева. Дальше – больше.

«Задача Думы заключается в том, чтобы повысить ответственность, заинтересованность и самостоятельность работников аппарата и учреждений Администрации, уделив особое внимание численности сотрудников и удивительной способности аппарата саморазмножаться. За Думой должно остаться право контроля за работой всех органов местной власти, но без частого и мелкого вмешательства…» - это одна из первых фраз первого же спича Бориса Мальцева, произнесенного им в качестве председателя областного парламента.

За лаконичностью формулировки скрыты довольно сложные отношения двух ветвей власти. Подчеркну – не Мальцева и Кресса, а именно ветвей власти. Все «стычки» между Думой и администрацией происходили не от нежелания последней считаться с областным парламентом, а пока от элементарного неумения работать вместе. Раньше-то такого не было… Исполнительная власть была главной и, пожалуй, единственной властью в области. А тут вдруг появились люди, которые свою часть власти решили использовать по максимуму.

Сейчас смешно вспоминать, но даже в процессе размещения Думы в «белом доме» были свои, не известные широкой публике нюансы. Так, например, в выделенных Думе кабинетах практически не было мебели. А все «наследство», доставшееся областному парламенту от областного Совета народных депутатов заключалось в… горе брошюр, справочников и отдельных листиков, сваленных в углу одного из кабинетов.

Первым заселился в «Белый дом» Сергей Ильин. Как заместитель спикера и председатель правового комитета. А Борис Мальцев некоторое время «бомжевал». В силу своей принципиальности. В данном случае она заключалась в том, что Мальцев категорично заявил – кабинет председателя Думы должен быть на третьем этаже, непосредственно под кабинетом губернатора. И никак иначе. Эта «мелочь» на самом деле действительно принципиальна – даже в этом Мальцев видел «равенство» двух ветвей власти. Мол, мы работаем параллельно и рядом, а Дума никогда не будет превращена в отдел администрации. Кресс понял Мальцева и переселил Владимира Пономаренко, отдав кабинет своего первого зама спикеру.

Кстати, Дума сдержала обещание Мальцева, процитированное выше, - депутаты «не подглядывали в щель», не занимались мелким вмешательством в дела исполнительной власти, а уверенно и жестко держали свою линию.

Впрочем, нужно отметить – процесс «притирки» прошел у нас в области спокойно и безболезненно. Дума и администрация даже в самых горячих политических баталиях умели найти компромиссные решения.

«Нам хотелось бы, чтобы при решении важных проблем нас не постигла участь многих представительных органов России. Это и Государственная Дума, разогнанная Столыпиным, и Учредительное Собрание, ликвидированное Лениным, и Верховный Совет, расстрелянный Ельциным...» - это еще одна цитата Мальцева.

Нашу Думу никто не разогнал, не расстрелял, не ликвидировал, а Борис Мальцев и Виктор Кресс не стали врагами. Хотя и лучшими друзьями их назвать сложно. Даже не смотря на то, что живут рядом.

Любимый город должен спать спокойно

Сергей Павлович Ильин и его правовой комитет навсегда вошли в историю томского законотворчества. По той простой причине, что самые первые два закона, принятые Думой были инициированы и разработаны именно правовым комитетом.

Началось, правда, все с того, что Мальцев и Ильин напряженно думали – с чего же начинать? «Мы ведь тогда ни черта не понимали в законотворчестве!» - честно признается Сергей Павлович, спустя десять лет. А потому начали с плана. С плана законотворческой деятельности. Ильин вместе с руководителем аппарата Любовью Бабич «рванули» на юридический факультет Томского государственного университета, привлекли к работе ученых – Александра Барнашова и Николая Сапунова.

Напряженные размышления и активные консультации привели к появлению первых двух томских законов – « Об административной ответственности граждан за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области» и «Об основах благоустройства территорий городов и других населенных пунктов Томской области». Этими законами была закрыта маленькая, но брешь в законах федеральных. Так, например, можно стало налагать штрафы «за несоблюдение тишины в ночное время (с 22 до 6 часов)», за «нанесение различного рода рисунков, текстов, иное загрязнение и повреждение внешнего вида стен зданий и сооружений, лестничных площадок, лифтов» и так далее.

Можно, конечно, немного поиронизировать по этому поводу – мол, в стране и области полный бардак, долги по зарплате и пенсиям, а депутаты занимаются тем, что предписывают, до скольки вечера шуметь можно, но иронизировать не буду. Потому как ценность этих законов даже не в их наполнении, а в том, что законы действительно заработали. И особенно в том, что люди поняли – помимо Конституции и законов федеральных есть СВОИ – областные – законы. Которые нужно исполнять!

Правда, простых людей административная ответственность интересовала гораздо меньше хлеба насущного. К своему первому «микроюбилею» - 100 дням работы – областной парламент получил первую «плюху»: «Томский вестник» опубликовал такое письмо:
"Дорогие депутаты Томской областной Думы! Большое спасибо вам за "заботу" о нас, ваших избирателях. За те 100 дней, что вы у власти, цены на хлеб, молоко, картошку, обувь выросли, еще больше выросла плата за проезд в автобусе, по железной дороге и на самолете. Наконец-то начали быстро расти цены на жилищно-коммунальные услуги - плата за квартиру, тепло, электроэнергию, воду. Особенно возросла плата за горячую воду, сразу же, как ее отключили после 9-го Мая. Воды горячей нет, но зато повышена плата за нее. Спасибо вам, дорогие депутаты, за заботу о нас. Так держать! Желаю вам успехов в вашей трудной работе. Ваш избиратель".

Борис Мальцев лично зачитал это письмо на собрании своим коллегам… Чтобы знали и думали, а проще говоря – чтобы жизнь медом не казалась.

И все же, и все же… Начало было положено, а это - главное. Тем более, что в первый же свой год Дума начала работы над Уставом Томской области. Заметим, что на тот момент еще ни в одном (!) регионе России таких документов не было. И Сергею Ильину, как председателя правового комитета, не раз говорили: «Куда ты лезешь, парень? Вы там потерпите, подождите да посмотрите, что и как сделают другие…» Но Ильин не собирался «списывать» с чужих тетрадок. И проект был запущен «в работу». Подготовка Устава области шла целый год. Он был принят только в июле 1995 года. Но об этом – в других номерах «Буфф-сада»…

Борис, ты был прав…

Позволю себе сказать несколько слов о спичах Бориса Мальцева и не только о них.

Все журналисты едины в одном – даже, если в повестке дня заседания Думы нет «горячих» вопросов, стоит присутствовать в зале хотя бы первый час. Потому как именно в этот час звучит Его Величество Спич. То бишь – речь Бориса Мальцева. «Моду» на такое открытие думской сессии ввел сам Мальцев. Концепция построения спичей остается неизменной практически все десять лет. Сначала – итоги прошедшего месяца жизни мира. Затем - страны. Потом – области. И, наконец, главная тема дня работы Думы.

Вопрос – кем пишутся речи председателя Думы? – журналисты никогда не задают. Потому как знают - речи Мальцева пишет сам Мальцев. Пресс-служба Думы работает «в обеспечении», снабжая спикера необходимыми цифрами и прочим «фактажом». Все остальное – дело хозяйское. Сейчас, правда, процесс появления спича немного усложнился – после «мальцевской» версии, свои правки и дополнения вносит Совет Думы. Поэтому часто Мальцев и говорит – «мы». «Мы считаем…», «Мы планируем…» и т.п. «Мы» – это не завышенная личная самооценка спикера, а мнение Совета.

Но пресса любит речи Мальцева не только (или не столько) за актуальность, сколько за ироничность. Даже те, кто самого Мальцева не очень-то жалует, признают – с чувством юмора у спикера все хорошо. Иногда даже слишком хорошо. Поэтому «синхронами» Бориса Алексеевича пестрят практически все теле-радио-газетные отчеты о заседаниях Думы.

Более того, в скором времени выйдет даже целая книга – «100 спичей Бориса Мальцева». Некоторым эта идея не по нраву. Другие же ждут книгу с нетерпением. Хотя бы для того, чтобы посмотреть – насколько Борис Мальцев прозорлив, как политик. И какие его предсказания сбылись, какие нет. Уверен, что первых будет больше. В качестве примера могу вспомнить, как однажды, Борис Алексеевич сказал: «Нужно понять, что мы уже живем в другой стране. И тот, кто не хочет вставать под государственный гимн – тот скоро сядет. И надолго…» За дословность не ручаюсь, но смысл такой. Особо следует отметить, что прозвучала эта фраза в первые месяцы правления Владимира Путина… Ну, и кто после этого усомнится в политическом чутье Бориса Алексеевича?


Владислав Халин, «Буфф-сад»



Что сказано, то сказано…

Из коллекции парламентского фольклора, заботливо собранной за десятилетие руководителем пресс-службы Думы Татьяной Губиной.

МАЛЬЦЕВ Б.А.: Определять будет мой карман: есть деньги - пойдешь в богатую поликлинику, нет - пойдешь в мою. Богатые ведь ходят в сауну, да еще и не в одиночку! Победнее - в общую баню. Правда, тоже не в одиночку.

ИЛЬИН С.П.: Вольно интерпретировать мои выражения об УВД я бы не советовал.

МАЛЬЦЕВ Б.А.: Переходим к самому сложному вопросу : перерыв !

МАКАРЕНКО И.А.: Я в тематике выступал по двум направлениям и хочу констатировать серьезность вопроса, потому что он находится на грани определенного срыва...

МАЛЬЦЕВ Б.А.: В Государственной Думе Томской области введено официальное обращение "мужики!" Слушаем поправку мужика Ковалева...

КОВАЛЕВ Ю.Я.: Худого здесь ничего нет. И хорошего, правда, тоже...

МАЛЬЦЕВ Б.А.: Хорошо прочитал статью Ковалев, с выражением. С какими бы ты, Юрий Яковлевич, выражениями не читал, ты знаешь, что если мы поссоримся, то потом помиримся. Но эту статью будут читать Иванов, Петров, Сидоров. Чего тогда делать будем?

КОЛЕРОВ О.П.: Если люди будут недоедать, то в противном случае мы будем нести огромные затраты на похороны нашего населения.

Дума, которую мы не знали, Часть первая.

Продолжение следует.





CATALOG.METKA.RU Яндекс цитирования