ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
RU | EN | DE | CN

Выступление Б.А. Мальцева на 9-ом собрании Государственной Думы
Томской области


25 октября 2007 г.

Уважаемые депутаты!
Уважаемые приглашенные!


Все главные события минувшего месяца напрямую связаны с активной деятельностью нашего Президента Владимира Владимировича Путина, как в международной, так и во внутриполитической жизни страны. Прошедшая неделя ознаменовалась двумя крупными международными встречами, которые в перспективе окажут значительное влияние на укрепление позиций нашей страны в межгосударственных отношениях. Девятый раунд российско-германских консультаций на высшем уровне показал пример успешного взаимодействия в сфере энергетики и инвестиционной деятельности. В результате переговоров была достигнута договоренность о том, что Германия будет поддерживать проект строительства газопровода «Северный поток» в интересах и России, и европейских партнеров.

Президент России совершил визит в Иран, где принял участие в саммите прикаспийских государств. Он провел переговоры с политическим руководством Ирана, нашего соседа, с которым мы ведем совместную хозяйственную деятельность на Каспии. Кроме того, как вы знаете, мы сотрудничаем с этой страной в области развития мирного атома. Поэтому столь важны для России договоренности, достигнутые в ходе двухсторонних переговоров в Иране.

В очередной раз наш Президент пообщался с народом. В ходе шести прямых линий Владимир Владимирович провел в прямом эфире около 18 часов. Проекта такого масштаба и такой продолжительности во времени в мире нет. При этом если президенты и общаются с народом, то ни в одной стране мира Президент не отвечает за протекающую кровлю и холод в школе. Наш Президент делает работу за нас с вами. Такое общение с народом, как подчеркнул сам Владимир Владимирович, - уникальный социологический опрос, позволяющий выявить отношение граждан к тому, что делает власть по тем или другим направлениям. Мы должны чаще общаться с людьми, уделять решению насущных вопросов значительно больше внимания. Нам надо держать на контроле все обращения граждан до окончательного решения каждой проблемы. В целом «Прямая линия» показала, что главными социальными темами остаются: низкий уровень жизни населения (бедность), медленный рост пенсий и заработных плат, проблемы трудоустройства, образования и лекарственного обеспечения. А внезапное повышение цен - это просто катастрофа для большинства жителей страны!

Относиться к повышению цен надо именно как к катастрофе и, исходя из этого, принимать соответствующие меры. Пример нам всем показал Президент: он потребовал немедленно повысить пенсии, несмотря на то, что повышение было совсем недавно. Прямо не в бровь, а в глаз!

Наша Дума раньше многих - еще на июльском собрании - обратила внимание на эту угрозу. Я абсолютно солидарен с Президентом: главное - это повышение зарплат и пенсий. Будут у людей хорошие зарплаты и пенсии - им будут не страшны никакие цены. Те меры, которые предпринимают сегодня Президент, Правительство, губернатор и мы с вами - депутаты, надеюсь, в результате переломят ситуацию, и с этой катастрофой мы справимся.

В Москве прошли съезды партий, принимающих участие в выборной кампании. Но съезд партии «Единая Россия» запомнился особо. Только «единороссы» смогли убедить Владимира Владимировича Путина возглавить предвыборный список партии. Этот шаг Президента - беспрецедентный и, конечно, войдет в новейшую историю государства Российского. Это шаг к политической стабильности, к надежде народа на лучшую жизнь, к развитию экономики в России.

А положение в экономике России пока еще нестабильное. Не лучше положение дел и у нас в области. Как сказал на согласительной комиссии заместитель губернатора Владимир Георгиевич Емешев: «Положение в экономике области чрезвычайное. Мы не развиваем и не создаем новых производств, сидим на нефтяной игле, а нефтяники большего уже не добудут, и в этой связи наши доходы будут только сокращаться».

Чем сложнее ситуация, с которой сталкивается государство, тем сильнее должен быть государственный аппарат, на который оно опирается. На встрече региональных законодателей России с Владимиром Владимировичем Путиным речь шла не только о подготовке профессиональных кадров для экономики. Президент особое внимание обратил на подготовку и расстановку муниципальных и государственных служащих. Он процитировал известную историческую фразу - «Кадры решают все!»

У нас часто идут разговоры о слишком большом государственном аппарате. Вот и административная реформа была задумана для его сокращения. Часто в пример приводят СССР, где действительно в системе административного управления работало 2 миллиона чиновников. В то же время в США - при сравнимой численности населения - работало 5 миллионов чиновников. У США был более сильный управленческий аппарат, и они (может быть, и поэтому тоже) «пережили» СССР.

Рыночное хозяйство нуждается в более мощном и слаженном административном аппарате, чем административно-командная экономика. При «рынке» финансовые и налоговые институты обязательно привлекают огромное количество людей. Кроме того, экономика советского типа почти не нуждалась в юридическом обслуживании. Поэтому нужно решительно отбросить мифологический тезис о том, что «рынок» должен работать с небольшим управленческим аппаратом. Хотя я как гражданин, а не как председатель Государственной Думы Томской области, сторонник малого аппарата.

Хочу особо подчеркнуть - Томской области нужен не маленький, а эффективный административный аппарат. Тот административный аппарат, которым область сегодня располагает, - это (по рыночным нормам) минимальный аппарат. Проекты его сокращения составляются людьми, с точки зрения которых сегодня «рынок» таков, каким он был 100 лет назад.

Однако у депутатов есть вопросы к качественному составу этого аппарата, и в первую очередь - к его компетенции и работоспособности. Еще хуже ситуация, когда чиновник, не имея никаких доблестей, никаких навыков, цепляется за свой пост. Конечно же, в этом случае он не возражает начальству там, где нужно возражать, не отстаивает свою точку зрения, не вносит предложений, не проявляет инициативы. Плохо и то, что сегодня мы имеем такое положение, когда вот такая недееспособность управленческого аппарата очень болезненно сказывается на жителях области, к тому же все это еще иногда сопровождается полной безответственностью.

Необходимо создать условия для быстрой реакции на неэффективную работу высших и главных специалистов муниципальной и государственной службы на территории нашей области. Отсутствие таких условий, на наш взгляд, является одной из основных причин, разрушающих экономику области (хотя мы понимаем, что по политическим причинам частая смена руководителей департаментов, комитетов, заместителей губернатора, заместителей мэров - вещь болезненная и затруднительная). Однако данный фактор должен перестать оказывать негативное влияние на эффективность управления экономикой. Для того чтобы этого достичь, необходимо организовать новый кадровый призыв квалифицированных, энергичных, хорошо знающих рыночную экономику, преданных интересам области специалистов. Они есть в научном сообществе, в системе образования, в ведущих отраслях промышленности, в финансовой системе, в местном самоуправлении. Нужно решительно порвать с удобными для паразитической бюрократии принципами личной преданности и круговой поруки. Нам надо создать высоко конкурентную среду продвижения кадров по критериям компетентности и ответственности.

Поскольку томская экономика сейчас от нормального функционирования еще далека, о чем говорил господин Емешев, можно было бы сформировать для ее управления - в порядке антикризисного восстановления - структуру, аналогичную кризисной администрации Рузвельта в США с условным названием «Административный Совет по экономическому восстановлению». Губернатор идет в этом направлении, он поставил во главе ряда программ новых людей, дав им статус своих заместителей. Но этого сегодня мало. Один в поле не воин. Нам надо идти дальше. В системе Административного Совета можно было бы создать ряд управлений, функционально аналогичных соответствующим департаментам: Управление финансового восстановления, Управление лесного и промышленного восстановления, Управление восстановления сельскохозяйственного производства… Что при этом важно? Административный Совет должен работать не только под контролем губернатора, но и под контролем Наблюдательного Совета. В состав такого Совета должны войти представители соответствующих отраслевых ассоциаций предпринимателей, профсоюзов, депутатов, политических структур. Именно Наблюдательный Совет должен иметь право делать представление по вопросам увольнения тех или иных руководителей управлений Административного Совета, а также право их утверждения в этих должностях. При этом Наблюдательный Совет - это орган гражданского общества, элемент демократии на территории области.
Чтобы Административный Совет не был очередной надуманной и аморфной организацией, можно было бы принять пакет законов, других нормативных правовых документов по наделению его всеми полномочиями, необходимыми для реализации антикризисной программы. Административный Совет должен работать на постоянной основе и не заниматься текущими проблемами администрации области. Чрезвычайность Совета должна быть узаконена и поставлена под контроль губернатора и представительной власти.

Скорее всего, предложение по созданию новых специальных органов и норм антикризисного управления вызовет бурный протест нашей бюрократии. Отчасти это понятно. Ведь мы не желаем (в известной мере даже боимся) признать, что ситуация в томской экономике чрезвычайная. И все же все мы должны понимать, что, подчиняясь этому страху, не оценивая реальное состояние дел, не признавая это ни перед собой, ни перед обществом, мы тем самым в корне убиваем саму возможность реальной мобилизации общества и власти на выход из кризиса. Нам не надо бояться решительных действий, нам надо первыми в стране принять ряд чрезвычайных законов и мер по выводу экономики области из тупика. А для решения этой задачи нужны хорошо подготовленные квалифицированные кадры. Такие кадры, о которых мы говорили выше.

О повестке дня.
Совет Думы вносит на рассмотрение собрания 47 вопросов, в их числе 28 законопроектов.
Сегодня мы продолжим формирование правовых основ и совершенствование законодательства, регулирующего отношения, возникающие в социальной сфере. На улучшение условий жизни отдельных категорий наших граждан направлены законопроекты об охране труда, об оказании адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и инвалидам, о социальной поддержке учащихся и студентов профессионального образования, о финансировании малокомплектных сельских школ и, наконец, долгожданный закон о ветеранах труда.

Рассмотрим законопроект об утверждении областной целевой программы о профилактике преступлений и иных правонарушений (также закон темы дня), в ряд действующих программ подготовлены изменения - в программы о питьевой воде, о развитии физической культуры и спорта, о патриотическом воспитании граждан, об обеспечении экологической безопасности окружающей среды, об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений.

Предлагается рассмотреть бюджет Томского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период 2009-2010 годов, внесем изменения в наш главный закон «Об областном бюджете на 2007 год».

Как бы отвечая делом на первую часть сегодняшнего выступления о кадрах, рассмотрим в новой редакции закон «Об утверждении Положения о кадровых резервах государственной гражданской службы Томской области». Его принятие создаст условия для более оперативного и эффективного использования потенциала кадрового резерва для государственной гражданской службы.

В «Часе Губернатора» заслушаем информацию администрации области «О состоянии подготовки кадров для экономики Томской области в системе начального профессионального и среднего профессионального образования».
В повестку включены и другие актуальные вопросы.
Приглашаю всех к деловой и конструктивной работе.






CATALOG.METKA.RU Яндекс цитирования