А. Трошин: "Дума – часть моей жизни"Алексей Васильевич Трошин - один из четверых депутатов, которые работают в областном парламенте третий созыв. Он - не томич, его родина - деревня Анохино Орловской области. Как вспоминает сам Трошин, деревня стояла на семи холмах вдоль речушки Щучка. Когда-то было там две сотни дворов, около тысячи жителей и одна начальная школа. Он был недавно на родине: речки почти нет, от деревни мало, что осталось. Но на той речке и мечталось пацану стать капитаном дальнего плавания, водить суда по морям-океанам. Мечта сбылась: служил Трошин подводником на флоте, бороздил мировые океаны, а позднее закончил Новосибирское речное училище и приехал работать в Томскую область. Провел за штурвалом не один десяток навигаций, прикипел душой к суровому краю. Сложилось так, что, где бы ни работал, стремился помочь коллегам, друзьям в трудных ситуациях, умел доказать их права, отстоять интересы людей, за что и выдвинули его профсоюзным лидером речного пароходства “Томскнефти”, а позднее - председателем Томского обкома нефтегазстройпрофсоюза. В 2001 году жители Стрежевого избрали Алексея Трошина главой городской администрации. Главным делом для него целое десятилетие является депутатская деятельность в областной Думе. Мы говорили с Алексеем Васильевичем именно на эту тему – о становлении законодательного органа, о принципах строительства областного парламента, степени его влияния на развитие территории, а также - о тех незабываемых моментах его жизни, которые позволяют пережить мгновения радости и удачи. Из школы коммунизма - в тред-юнионы - Вы пришли в первую Думу на волне профсоюзного движения, являясь сопредседателем Всероссийского стачкома нефтяников. Это помогало или мешало работе в областном парламенте? - Да, профсоюзы справедливо видели во мне своего представителя в депутатском корпусе. И нам на самом деле удалось принять ряд таких законов, которые приблизили Томскую область к уровню наиболее прогрессивных регионов, где в основном формировалось трудовое законодательство. А по ряду показателей мы теперь опередили многих. Например, наши профсоюзы были наделены правом законодательной инициативы, чего не было в других областях. Нам говорили, что это не совсем соответствует Конституции, но мы этим правом пользовались. - А сегодня оно есть? - Никто пока не отбирал. - Мне кажется, это как раз и подчеркивает демократический характер областного парламента. - Согласен. Были губернаторы, как, например, в Туле Севрюгин, которые разгоняли профсоюзы. И надо отдать должное нашему губернатору: он всегда одергивал “железобетонных” начальников, не признававших профсоюзы. - Такое отношение, мне кажется, объяснялось тем, что еще в прежние времена считалось: профсоюзы - кладбище партийных кадров. - Точно. Или отстойник. Конечно, все пока не совершенно, но, если этим и не заниматься вовсе, то не выстроить новую организацию. Именно мы в Томской области одними из первых организовали работу трехсторонней комиссии в 94-95 годах. Это была инициатива профсоюзов, поддержанная и Думой, и администрацией. Согласитесь: в нормальной деловой обстановке обсуждать проблемы конструктивнее, чем учинять демонстрации и стоять в пикетах. Должен быть баланс всех интересов: не разорить предпринимателя, работодателя и не доводить наемного работника до бунта. - Какие еще значительные законодательные решения удались? - Не могу сказать, что удавалось все. Мне поручали выступать с предложениями и обоснованиями в защиту интересов профсоюзов. Целый ряд законопроектов, подготовленных управлением социально-трудовых отношений под руководством Людмилы Ивановны Мурзич, областным департаментом здравоохранения и т.д., как правило, поддерживались профсоюзами и находили понимание в законодательном собрании. Честно говоря, мы ничего нового не изобретали, а пошли по пути цивилизованных стран. Когда приходилось встречаться с коллегами из западных профсоюзов, мы им полушутя говорили: “Ребята, за то, что мы вам показали пример жизни при коммунистах, вы нас должны кормить бесплатно еще лет двадцать”. Известно, что опыт коммунистической России повлиял и на другие страны: нас ведь боялись, понимая, что лучше с Россией жить в согласии, чтобы жить спокойно. Но мы с удовольствием воспринимали и применяли опыт зарубежных коллег, их умение отстаивать свои права. Мы этому только учились - Кстати, по поводу “понятливости богатых”. В 98-м году в Стрежевом Вы организовали заседание круглого стола, на котором присутствовали представители областной администрации, “ЮКОСа” и профсоюза нефтяников. Время было напряженное, развивался конфликт между администрацией и “ЮКОСом”. Как удалось всех усадить за один стол переговоров? - Когда я выступил с такой инициативой, в администрации на неё крайне резко отреагировали. Многие не верили, что встреча состоится, что из этого вообще будет толк. Но я не буду вспоминать сейчас обиды. Тогда председатель Думы Борис Алексеевич Мальцев поддержал меня, отнесся с понимаем и один из руководителей компании “ЮКОС” Сергей Владимирович Монахов, отвечавший за кадровую политику. Дали согласие профсоюзы. “Круглый стол” конкретных решений не принимал, но были заявлены интересы всех сторон и выработан документ, аналогичный протоколу о намерениях. - Момент был острый - бюджетный кризис, пикеты... - …задержки заработной платы. Но я уверен, что начало диалога послужило на пользу всем. Из кризиса вышли с минимальными потерями. И дальше наши отношения развивались по восходящей. Область стала больше получать от нефтяников. Сегодня, правда, в области говорят, что “нефтяной” доход уменьшился до 11 процентов, но считают только один налог на добычу полезных ископаемых. А ведь еще есть подоходный налог, есть и опосредованные доходы. Вокруг нефти завязано не менее ста тысяч человек, а с членами семей – все 300 тысяч. При всех упреках большого бизнеса надо все-таки признать, что в 90-е годы, когда правительство отчаялось и опустило руки, пришли люди, способные раскрутить экономику и вытащить страну из кризиса. И наша задача – грамотно выстроить с людьми новой экономической волны деловые взаимовыгодные отношения. Это - наша работа. Мы должны привлекать в область инвесторов, как российских, так и зарубежных партнеров, обеспечить работоспособность принимаемых нами законов, но должны законодательно поддерживать не только инвестиционную, но и инновационую политику. Жизнь не стоит на месте. И мы должны быть внимательны ко всему новому и передовому - технологиям, кадрам. Законодатель должен эту перспективу видеть на шаг вперед, на день, на годы. Жизнь определяет законотворчеству - Сегодня Вы – мэр города Стрежевого. Это тоже откладывает отпечаток на думскую деятельность? - Конечно, вольно или невольно теперь я прихожу к более взвешенным выводам и решениям, в большей степени беру на себя ответственность. Взять проблемы ЖКХ. Федерация за них не отвечает, субъекты - тоже, все легло на плечи муниципальных образований. Я встречался с представителями Минфина, Госстроя и они убеждают, чтобы мы не ждали, пока “развернутся” субъекты, они готовы работать с муниципалитетами. Бесспорно, нужна и кадровая помощь. Нужны специалисты, которые могут готовить инвестиционные проекты и должны быть структуры, которые могли бы эти проекты проталкивать. Но, главное, в правительстве понимают, что легче решать вопросы с непосредственными исполнителями. Мы - за это. - Это и очевидно, ведь через посредников лишняя копейка уходит... - Если субъект небольшой, то лучше, конечно, работать напрямую. Я думаю, что и областное руководство понимает, что муниципалитеты должны выйти на более высокий уровень представительства своих интересов в области. К примеру, совету территорий, куда входят главы муниципальных образований, нужно придать более весомую роль. В стране многие федеральные Программы проходят через Госовет при Президенте РФ. А у нас ведь тоже самое можно было бы делать через муниципалитеты. - Вы считаете, что совет территорий мог бы иметь определенные законодательные права? - Да, если создать такой орган в виде Верхней палаты Думы. Это - не новость, двухпалатная организация парламента - в Свердловской области. В Соединенных Штатах каждый штат имеет такую же структуру власти, как и вся страна - Конгресс из палаты представителей и сената. Называть можно по-разному, но главное - функции. - Вероятно, эта идея заслуживает обсуждения. Как показала жизнь, томский парламент - не закосневший орган, а, наоборот, впитывает в себя все прогрессивное. В первом созыве Думы не было комитета по труду и социальной политике, а во втором он появился, и Вы являетесь его членом. Как это произошло? - Да. И именно я настаивал на том, что такой комитет должен быть. Социальная сфера очень широка, она - большая часть жизни человека. В то же время его труд должен быть организован так, чтобы он и получал достаточно для благополучной жизни. Здесь и размышлять нечего: такой комитет есть в Государственной Думе России и Совете Федерации, а почему у нас его не должно быть? Депутаты согласились с моим предложением, и спикер Мальцев поддержал. Но, помню, согласились на название без слова “труд”. Я прекрасно понимаю, почему: во второй Думе был значительно представлен директорский корпус, а он видел в этом... - ...покушение на свои права. - Совершенно верно. Но я рад, что удалось “отстоять комитет”, и практика показала, что он был создан не зря. В его составе – сильные, активные депутаты, грамотные сотрудники в отделе комитета. Так что Дума - на верном пути. Политика и помогает, и мешает - Вспоминаю Вашу фраза, что во всех созывах томской Думы существовала оппозиция. В первом она была открытой и организованной, во втором - открытой, но не организованной, а в третьем - скрытая, но иногда дает о себе знать. Это тоже говорит о постепенном совершенствовании организации, или Вы что-то другое имели ввиду? - Это - всего лишь отражение политического сознания. В начале нашей работы была некоторая эйфория в обществе, выбирали того, кто мог красноречиво говорить или обличать власть. Эти люди свое дело сделали - были созданы демократические институты, в том числе и у нас. Но дальше, когда дело коснулось повседневной работы, когда стали не нужны яркие речи, а возникла потребность в нудной профессиональной поденщине - наступило время людей конкретных поступков. И пришли другие депутаты, обремененные ответственностью за свои коллективы и территории. Они на опыте знали, какое влияние на экономику, на хозяйственную деятельность районов и предприятий может оказывать исполнительная власть. Поэтому, хотя и были протесты, оппозиция существовала, но никто не мог квалифицировать ее как организованную по отношению к власти. Третий созыв, можно сказать, - звездный, ибо большинство депутатов - крупные руководители, главы муниципальных образований. Да, бывают всплески эмоций, но в основном несогласие носит скрытый характер. И я считаю, что это - плохо. Может быть, когда в следующем созыве произойдет политическое структурирование парламента, работать будет свободнее. - С другой стороны, десять лет назад, когда было больше политики, удалось сделать меньше... - Да, конечно. Но этим надо переболеть, это я знаю по себе. - Кстати, если говорить о политических пристрастиях, когда Вы вступили в компартию, на флоте? - Нет, в более зрелом возрасте, в 83-м году. Я уже был капитаном и председателем профкома речников “Томскнефти”. - Время не особенно удачное: генеральные секретари менялись каждый год. - Но мне было интересно, хотелось узнать изнутри: что такое - партия? Рядом работали партийные, на мой взгляд, не лучше меня. Так зачем они вступили в партию? Не хочу говорить ни о ком ничего плохого, потому что большинство из коммунистов были порядочными людьми, высококвалифицированными специалистами. Но сказывалось действие системы отбора и ограничений, и позднее она эволюционировала не лучшую сторону. Из КПСС я вышел, как все - в 91-м году, еще до избрания в Думу. Но партийный билет храню: это - часть моей жизни, моей биографии. Алексей Нагибин На плашки Алексей Трошин: - Именно мы в Томской области одними из первых организовали работу трехсторонней комиссии в 94-95 годах. Это была инициатива профсоюзов, поддержанная Думой и администрацией. - Совету территорий, куда входят главы муниципальных образований, надо придать более весомый статус. В стране многие программы проходят через Госовет при Президенте РФ, а у нас тоже самое можно было бы делать через муниципалитеты. - Третий созыв, на мой взгляд, - звездный, большинство депутатов - крупные руководители, главы муниципальных образований. |